Время новостей
     N°72, 26 апреля 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  26.04.2004
Юзеры из Белого дома
Счетная палата проверит "электронное правительство"
Счетная палата нашла новый объект для контроля -- информатизацию госорганов. Механизмов для реализации этой идеи пока нет. Тем не менее экспериментальные проверки уже начались. Первым «под раздачу» попало Министерство обороны.

Российское правительство и другие органы власти не слишком давно стали активными интернет-пользователями. Достаточно сказать, что электронная почта в правительстве появилась только в ХХI веке. Но Счетную палату будет интересовать не компьютерная продвинутость чиновников, а продвижение денежных средств на закупку техники и программного обеспечения.

Глава Счетной палаты Сергей Степашин на семинаре Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ) сообщил, что проекты в области информационных технологий, как правило, весьма рискованны. По разным оценкам, от 40 до 70% таких проектов оказываются неудачными. "А для проекта государственного масштаба риск неудачи может быть еще больше", -- пожаловался председатель палаты. Поэтому г-н Степашин считает, что нужно внедрять в практику контроль за эффективностью расходов на информатизацию государственных учреждений.

Аудитор Счетной палаты Александр Пискунов так прокомментировал газете «Время новостей» суть проверки: «В сфере аудита IT-технологий у нас еще конь не валялся. Премьер-министр поручил нам доработать проект проверок -- в части четкого формирования качественных и количественных критериев, по которым нужно будет контролировать IT. В данном случае главная проблема в том, чтобы эффективность расходования средств на информатизацию контролировали не заказчики и не подрядчики. Контролировать должна независимая структура». Пока такой независимой структуры не создано, Счетная палата и решила занять ее место.

Реального механизма финансового контроля над расходами государственных структур и организаций на информационные технологии пока действительно не существует. Вся структура финансирования компьютеризации построена так, что затраты на IТ идут по разным статьям госбюджета и по разным направлениям расходования. Информатизация госорганов происходит по двум параллельным направлениям. С одной стороны, существуют федеральные целевые программы (ФЦП) -- например, «Электронная Россия». Это основной механизм повышения эффективности вложений госорганов в информтехнологии. Кстати, программа уже неоднократно подвергалась проверкам Счетной палаты и Главного контрольного управления президента России. С другой стороны, происходит спонтанная информатизация отдельных госорганов. Никакой централизованной политики в сфере компьютеризации федеральных министерств нет. Нет даже конкретного чиновника, который отвечал бы за эту политику.

Источник газеты «Время новостей» в Минэкономразвития тем не менее подчеркнул преимущества такой «дикости» компьютерного рынка министерств и ведомств: отсутствие централизации исключает возможность закупать наиболее «откатоемкие» продукты, принимать наиболее дорогие решения. Основной же недостаток -- во внедрении несовместимых операционных систем. В частности, нет стандартов, которым должна удовлетворять IТ-система, стандартов обмена, передачи и хранения данных.

В бюджетах министерств предусмотрены расходы на информатизацию, объявляются конкурсы на поставку компьютерной техники. Часто уже в условиях конкурса прописывают конкретные торговые марки, которые и поставляют технику. Счетной палате как раз и предстоит проверить степень заинтересованности друг в друге госоргана и коммерческой фирмы-поставщика, а также обоснованность ее выбора.

В порядке эксперимента уже проводится оценка эффективности расходов на информатизацию центральных органов управления Минобороны России. До окончания проверок комментировать их в Счетной палате отказываются. Тем не менее источники в Минобороны сообщили газете «Время новостей», что контрольный орган заинтересовало, сколько средств министерство потратило на оснащение техникой и насколько после этого повысилась боевая готовность войск? Большинство экспертов сходятся во мнении, что проверить экономическую эффективность IТ практически невозможно. Из чего можно сделать вывод, что результаты проверок будут зависеть исключительно от «воли» аудиторов Счетной палаты.

По словам Александра Пискунова, среди наиболее дорогих проектов в этой области -- информатизация работы казначейств, компьютеризация школ, создание Государственной автоматизированной системы (ГАС) «Выборы» и системы связи и коммуникаций на железнодорожном транспорте. Но аудитор не уточнил, когда будут проверены эти программы. В Центризбиркоме газете «Время новостей» сказали, что ничего не слышали об отдельной проверке системы ГАС «Выборы». Пока ЦИК только предоставил в парламент стандартные финансовые отчеты о проведении предвыборной кампании.

Дарья ГУСЕВА,