Время новостей
     N°72, 26 апреля 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  26.04.2004
Северокорейский Чернобыль
Пхеньян принимает иностранную гуманитарную помощь
Первая автоколонна с гуманитарной помощью из Китая прибыла вчера в Северную Корею, пострадавшую в четверг от страшной катастрофы на железнодорожной станции Ренчхон. Грузовики с палатками, продовольствием и медикаментами прибыли на руины города. По официальным данным, в результате мощного взрыва погибли более 160 человек, более 1300 получили ранения, из них 300 находятся в критическом состоянии. Среди погибших 76 школьников, которых катастрофа застала на месте учебы или по дороге домой. Первоначально южнокорейские источники сообщали о трех тысячах погибших. По мере расчистки завалов на месте рухнувших зданий число жертв может вырасти.

Первыми соболезнования по поводу трагедии выразили председатель КНР Ху Цзиньтао и президент России Владимир Путин. Сегодня в КНДР вылетает самолет российского МЧС с палатками, одеялами и лекарствами. Кроме того, Пхеньян попросил у Москвы стройматериалы.

Официальная версия событий, которую обнародовало вчера северокорейское информационное агентство ЦТАК, причиной трагедии называет халатность. Грузовой состав, груженный легкодетонирующим минеральным удобрением -- нитратом аммония, сошел с рельсов, повалил высоковольтную линию и взорвался. Власти китайского города Даньдун, расположенного в 20 км от Ренчхона, считают, что первым взорвалось газохранилище около путей. Уже оттуда огненный шквал перекинулся на вагоны с опасным грузом.

Страшную картину на месте катастрофы британский посол в КНДР Дэвид Слинн эмоционально сравнил с эпицентром ядерной бомбардировки, где не остается даже трупов. Станция и все строения в радиусе четырех километров стерты с лица земли. Полностью разрушено около 2 тыс. зданий, еще около 6,5 тыс. повреждено. Большая часть построек, в том числе больница, пищекомбинат, школа и сельскохозяйственный техникум, восстановлению не подлежит.

Источники в южнокорейских спецслужбах выдвинули гипотезу о попытке покушения на главу КНДР Ким Чен Ира. Однако спецпоезд северокорейского лидера, который возвращался в Пхеньян после визита в Китай, проследовал через Ренчхон за девять часов до катастрофы. К тому же сеть осведомителей спецслужб плотно опутала все северокорейское общество, что практически исключает появление организованной оппозиции, способной осуществить столь масштабный теракт. Впрочем, проезд Ким Чен Ира мог стать косвенной причиной трагедии. Его поезд наверняка вызвал сбой в графике движения поездов на перегруженной магистрали, связывающей КНДР с ее главным донором -- Китаем. Многие россияне еще помнят, что путешествие «великого полководца» из Пхеньяна в Москву и обратно по Транссибу в июле--августе 2001 года обернулось многочасовыми опозданиями поездов. Скорее всего связанные жесткой дисциплиной северокорейские железнодорожники в суете пытались побыстрее отправить грузовые поезда, пропускавшие спецпоезд Ким Чен Ира. Большинство грузов, идущих через Ренчхон, -- это топливо и удобрения (тот же нитрат аммония) из Китая, которые помогают держаться на плаву разваливающейся экономике Северной Кореи.

Северокорейские власти более двух суток молчали о трагедии в Ренчхоне. Население КНДР узнало об "очень серьезной" железнодорожной катастрофе из официального сообщения только в субботу вечером. Но с просьбой о помощи к мировому сообществу Пхеньян обратился уже в пятницу вечером. Помимо Китая и России помочь вызвались Южная Корея, Евросоюз, Великобритания и Япония. По мнению президента США Джорджа Буша, КНДР относится к "государствам-изгоям". Но и Штаты выразили желание помочь северокорейцам, если их об этом попросят. Пхеньян поблагодарил все страны и организации, которые откликнулись на его призыв о помощи. Это породило в мире надежды на то, что испытанное потрясение поможет северокорейцам стать более открытыми миру. Нечто подобное случилось с СССР после Чернобыля.

Приехавших в Ренчхон иностранцев удивила искренность, с которой общались с ними обычно надменные и немногословные северокорейские чиновники. Первыми в субботу приступили к лечению раненых, распределению лекарств и продовольствия сотрудники Международного Красного Креста. Один из них, немец Норберт Фоллертсен, рассказал, что в местных больницах отсутствуют не только элементарные медикаменты, но даже мыло и средства дезинфекции. По его словам, северокорейским врачам, лечащим ожоги, приходится отдавать пострадавшим для пересадки свою собственную кожу.

Александр САМОХОТКИН