Время новостей
     N°72, 26 апреля 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  26.04.2004
«Аэрофлот» меняет систему
Авиабилеты будут продаваться по-новому
«Аэрофлот» в прошлую пятницу приобрел у американской компании Sabre Airline Solutions портфель программных продуктов для управления пассажирскими перевозками. В результате реализации этого контракта «Аэрофлот» откажется от бронирования билетов через систему Gabriel, которой он пользовался до сих пор и которой продолжают пользоваться другие крупнейшие российские авиакомпании. По мнению руководства «Аэрофлота», переход на программы Sabre поможет компании сэкономить десятки миллионов долларов в год. Другие участники рынка следовать этому примеру пока не собираются.

В пятницу сделку скрепили своими подписями генеральный директор «Аэрофлота» Валерий Окулов и специально прилетевший в Москву президент концерна Sabre Airline Solutions Томас Кляйн. Контракт с Sabre заключен на пять лет. Как рассказал сразу же после этого журналистам коммерческий директор «Аэрофлота» Евгений Бачурин, центральным элементом пакета программ, приобретаемых у Sabre, является инвенторная система SabreSonic. Кроме нее «Аэрофлот» получает также программные продукты для удаленного доступа к этой системе и выполнения различных дополнительных функций: стимулирования часто летающих пассажиров, управления загрузкой и тарифами, продажи своих услуг в Интернете.

Инвенторная система -- это, упрощенно говоря, автоматизированная база данных, в которой хранятся сведения о рейсах авиакомпании и наличии свободных мест на них. Сейчас «Аэрофлот», как и большинство других крупных отечественных авиакомпаний, пользуется для этих целей системой Gabriel, разработанной американской компанией SITA. С 1 апреля 2005 года, после освоения SabreSonic персоналом и агентами, «Аэрофлот» откажется от Gabriel. Тогда все агентства, которые работали с ним через эту систему, не смогут больше продавать билеты «Аэрофлота» по старой технологии.

Объясняя, как принималось решение о переходе с одной инвенторной системы на другую, г-н Бачурин пояснил, что вариант остаться «в Gabriel» практически не рассматривался. «Система бронирования Gabriel имеет ряд существенных недостатков, которые не позволяют "Аэрофлоту" развиваться с той эффективностью, с которой компания хотела бы, -- сказал он. -- Но в последние годы работы по улучшению Gabriel не велись, она не развивалась». Поэтому «Аэрофлот», по словам г-на Бачурина, анализировал два предложения: SabreSonic и систему Amadeus (разработку одноименной компании). Продукт Amadeus авиакомпания взять не рискнула, так как он, в противоположность Gabriel, слишком нов и еще недостаточно обкатан. В пользу SabreSonic сыграло то обстоятельство, что еще с 1997 года «Аэрофлот» закупает и использует некоторые другие программные продукты Sabre.

«Мы считаем, что с контрактом, подписанным сегодня, «Аэрофлот» получает большие преимущества», -- сказал г-н Бачурин. Он заявил, что от внедрения системы ожидается экономический эффект как минимум 10--20 млн долл. в год.

Решение «Аэрофлота» означает серьезный передел российского рынка программ для управления авиаперевозками и чувствительный удар по позициям SITA в глобальном масштабе. При помощи Sabre в прошлом году были забронированы перелеты 300 млн пассажиров, а услугами Gabriel, по данным самой SITA, воспользовались 90 млн человек. «Аэрофлот» (5,84 млн пассажиров в 2003 году) был крупнейшим пользователем Gabriel.

«Для нас это серьезное, но не критичное поражение», -- заявил газете «Время новостей» менеджер российского представительства SITA Андрей Черемных. Он отверг претензии г-на Бачурина к техническому качеству Gabriel, сообщив, что в этом году на рынок выходит усовершенствованная версия этой системы Horizon. С ее помощью SITA намерена удержать свои позиции, в том числе и в России.

Директор по продажам авиакомпании «Сибирь» Илья Александровский сообщил, что его компания на днях подписала контракт на приобретение Gabriel Horizon. В компании «Трансаэро» корреспонденту газеты «Время новостей» также сообщили, что отказываться от Gabriel не намерены.

«Аэрофлот» поменял шило на мыло, только более дорогое», -- считает г-н Черемных из SITA. Г-н Бачурин отказался назвать сумму контракта с Sabre. Он лишь сказал, что по условиям сделки единовременно авиакомпания не выплачивает поставщику программ ничего. Плата будет перечисляться в процессе эксплуатации системы за каждого обслуженного пассажира. В таком случае размер контракта должен определяться суммой минимальных годовых платежей в пользу Sabre.

По неофициальным данным, контракт будет утверждаться на ближайшем совете директоров «Аэрофлота». Устав компании предусматривает эту процедуру для сделок объемом более 15 млн долларов.

Михаил КУКУШКИН