Время новостей
     N°68, 20 апреля 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  20.04.2004
Нам специально заказали солнце!
В Москве открылась Пятая Международная фотобиеннале
Сегодня открывается юбилейный месяц фотографии. Полтора месяца позитивных эмоций нам обеспечено. «Нам специально заказали солнце!» -- такими словами директор Московского дома фотографии и руководитель биеннале Ольга Свиблова приветствовала участников, гостей, меценатов (главные -- MasterCard и Банк Москвы) и журналистов на пресс-конференции в торговом доме «Петровский пассаж».

За одну только текущую неделю по всей Москве откроется 19 главных выставок. Чтобы посетить их все, требуется взять недельный отпуск. Вооружиться картой Москвы (залы биеннале расположены в широтах от Каширки до моста Багратион), собрать в кулак волю, усидчивость, терпение... И вперед. Покорять три вершины биеннального ландшафта, темы -- «Идентичность», «Новые технологии», «Город». О смысле каждой из них в отдельности и всех в совокупности наша газета уже писала, анонсируя биеннале в интервью с руководительницей проекта Ольгой Свибловой (см. «Время новостей» от 18 марта 2004).

Наиболее интригующие события месяца фотографии, по мнению вашего обозревателя, следующие.

Для любителей классического стиля, антиквариата и изящных художеств:

1. «Русская светопись. Штрихи к истории». Знатные музеи Москвы и Петербурга объединились, дабы представить великие фотоархивы исчезнувшей России конца позапрошлого -- начала прошлого века. Выставки откроются в Музее Пушкина на Пречистенке и в залах МДФ.

2. «Париж глазами фотографов» -- фотособрание Центра Жоржа Помпиду в Париже. Откроется в МГВЗ «Новый Манеж».

3. «Рим в фотографиях с1850 года до наших дней». Собрание Museo di Roma Archivio Fotografico Communale. Откроется в залах МДФ.

Для страждущих разобраться в национальной психологии, тех, кто понимает фотографию как средство изучения уклада жизни замкнутых и открытых обществ:

1. Иранская фотография (включая персональную выставку великой Ширин Нешат). В ЦДХ на Крымском валу.

2. «Город в современной чешской фотографии». В Музее современной истории России на Тверской улице.

3. «Лица Волги». Проект Государственного центра современного искусства в Нижнем Новгороде. В залах Музея современного искусства на Петровке.

Поклонникам российского варианта Contemporary Art (по уверению Ольги Свибловой, один из самых отрадных итогов московской биеннале за все годы существования -- творческий и коммерческий интерес к работам российских авторов со стороны престижнейшего Национального фонда современного искусства Франции, FNAC):

1. Программа выставок Музея современного искусства в Ермолаевском переулке. Среди имен: Борис Михайлов, АЕС+Ф, Владимир Куприянов, Сергей Братков, Ольга Чернышева.

2. Игорь Мухин. «Южные города России». В залах Музея современного искусства на Петровке.

Тем, кто подвержен гипнозу звездных имен:

1. Выставки лидеров мировой фотографии Джона Демоса, Уильяма Кляйна, Миммо Йодиче откроются в галерее искусств Зураба Церетели.

2. В Музее архитектуры выставка Хорста Хаманна «Вертикали Нью-Йорка».

3. В ЦДХ на Крымском валу -- ретроспектива литовского фотографа Антанаса Суткуса и новые работы самой экстравагантной фотографии в мире -- Орлан.

Желающие пообщаться со звездами лично могут прийти в Музей Пушкина на Пречистенке, посетить мастер-классы Джона Демоса, Орлан, Хорста Хаманна, Лорен Гринфилд, Мартина Парра и даже философа современного искусства Бориса Гройса.

Солнцем, заказанным специально для пресс-конференции биеннале, оказалась ужасно-великая и многоликая Орлан. Фотоальбом художницы слабонервным смотреть не рекомендуется. Шокирует. На большинстве картинок показывают страшные раны от хирургических операций -- нож, кровь, обезображенная плоть. Красота требует жертв. Много лет Орлан делает из своего тела анатомический перформанс. Сейчас ее занимает тема самогибридизации. Потому после медицинской экзекуции и компьютерной обработки лицо Орлан на снимках превращается в доколумбовые или африканские маски. Дикие и страшные. Впрочем, на пресс-конференции Орлан выглядела вполне мажорно. В модненьких белых очочках. Кожаном костюмчике. Прическа a la панк в два цвета: черный и желтый. Над глазами -- белые имплантанты. Ей дали слово. Она с изящным французским кокетством пожаловалась, что для ее имплантантов в России не продаются необходимые батарейки. Потому превратиться в русский гибрид она не сможет. И будет говорить по-французски с переводчицей. И уже в таком, гостевом имидже Орлан попыталась подобрать русский национальный вариант своего ноу-хау. Им оказалась купленная на лотке с сувенирами матрешка. Многоликая и загадочная. Десять персонажей в одном. К тому же никогда не падает. По признанию Орлан, всеми этими качествами матрешка напоминает другую сильную женщину -- директора МДФ Ольгу Свиблову.

Сергей ХАЧАТУРОВ
//  читайте тему  //  Выставки