Время новостей
     N°66, 16 апреля 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  16.04.2004
Азербайджан отвернулся от «Транснефти»
Азербайджанская международная операционная компания (АМОК) намерена полностью отказаться от прокачки своей нефти по трубопроводу Баку--Новороссийск после сдачи в эксплуатацию нефтепровода Баку--Тбилиси--Джейхан (БТД), заявил вчера президент АМОК Дэвид Вудворд. До сих пор Азербайджан уверял российскую сторону, что будет заинтересован в использовании северного маршрута в Новороссийск даже по окончании строительства трубы в Джейхан. Правда, в «Транснефти» уверены, что перемена позиции Азербайджана не усложнит жизнь российской транспортной компании -- освободившиеся мощности она собирается загрузить казахской нефтью.

Высокопоставленный источник газеты «Время новостей» в российском правительстве подтвердил, что заявление президента АМОК Дэвида Вудворда стало первым официально оглашенным решением о будущей судьбе нефтепровода Баку--Новороссийск. Собственно, такой шаг АМОК не кажется неожиданным. Напротив, с точки зрения акционеров АМОК он вполне логичен: незачем качать каспийскую нефть с азербайджанских месторождений в Новороссийск в то время, как БТД в первые годы эксплуатации будет испытывать серьезный недостаток нефти для загрузки трубы, что серьезно скажется на его рентабельности. Акционерами АМОК являются BP (34,1%), Государственная нефтяная компания Азербайджана (10%), Unocal (10,3%), Statoil (8,6%), ExxonMobil (8%), TPAO (6,8%), Devon Energy (5,6%), ITOCHU Oil (3,9%), Delta HESS (2,7%), INPEX Corporation (10%).

Как заявил газете «Время новостей» вице-президент «Транснефти» Сергей Григорьев, его компания не сильно огорчена решением АМОК и была к нему готова. «Наша компания давно предупреждала, что после окончания строительства трубопровода БТД Азербайджан уйдет с направления Баку--Новороссийск, хотя в АМОК по каким-то непонятным причинам заявляли, что этот маршрут по-прежнему будет им интересен, -- говорит г-н Григорьев. -- Кроме того, при приеме в трубу 415 млн тонн нефти в прошлом году потеря 2,5 млн тонн не так уж значительна для «Транснефти», тем более что этот объем мы без труда можем заменить казахской нефтью. Особо хочу подчеркнуть, что все время действия договора между Россией и Азербайджаном мы выполняли свои договоренности. Однако они ни разу не выполняли свои обязательства. Так что недопоставленное сырье мы компенсировали казахской нефтью, которая идет из Махачкалы, и мы знаем, что казахи заинтересованы в увеличении этого объема, несмотря на наличие Каспийской трубопроводной системы».

Согласно 5-летнему межправительственному соглашению между Россией и Азербайджаном, АМОК может прокачивать по нефтепроводу Баку--Новороссийск до 5 млн тонн в год. При этом стороны ежегодно в этих пределах вправе устанавливать конкретный объем транспортируемой нефти. Так, уже несколько лет по северной трубе прокачивается 2,5 млн тонн нефти. Но вправе ли одна из сторон по собственной инициативе снизить этот объем до нуля, и предусмотрены ли при этом какие-либо штрафные санкции?

Накануне февральского визита Ильхама Алиева в Москву Россия предложила рассмотреть вопрос об увеличении объема прокачиваемой в Новороссийск нефти до 5 млн тонн. В Баку посчитали это предложение нецелесообразным, сославшись на недостаток сырья. Более того, уже в Москве Ильхам Алиев предложил реверсировать трубу и транспортировать российскую нефть из Новороссийска в Баку. По словам г-на Алиева, это позволит загрузить бакинские НПЗ, испытывающие недостаток сырья. Президент Азербайджана напомнил, что именно с этой целью и строился в советские годы нефтепровод Баку--Новороссийск.

Есть и еще одна причина, которая заставила АМОК отказаться от использования северного маршрута. Дело в том, что акционеры АМОК должны учитывать возможные убытки от простоя танкеров, вывозящих нефть из Новороссийска, в турецких черноморских проливах Босфор и Дарданеллы. Одни сутки простоя танкера в среднем обходятся от 30 до 40 тыс. долларов. В течение последних месяцев такие простои стали обычным делом как по причине плохих погодных условий, так и в результате ограничений пропускной способности проливов, вводимых турецкими властями. А если учесть, что начиная с прошлого года Анкара настойчиво предупреждает, что с введением БТД в строй подобные ограничения в лучшем случае станут реальностью, а в худшем -- проливы будут вообще закрыты, то озабоченность нефтепроизводителей и нефтеперевозчиков вполне обоснованна.

Замминистра иностранных дел России Виктор Калюжный предложил в феврале на международной конференции в Стамбуле начать многосторонние международные консультации, чтобы рассмотреть проблему черноморских проливов комплексно. По его мнению, необходимо провести модельный мониторинг прохождения танкеров через Босфор для определения реальных угроз экологическому состоянию турецких проливов. Однако с тех пор никакой реакции на эти инициативы не поступало, в том числе и от российских ведомств. Источник газеты «Время новостей» объясняет такое безразличие весьма лаконично: никто в этих ведомствах уже второй месяц не работает: все заняты самореформированием.

Аркадий ДУБНОВ, Денис РЕБРОВ