Время новостей
     N°66, 16 апреля 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  16.04.2004
Среднеазиатский тигр
Казахстан хочет самостоятельно поставлять газ в Европу
Подготовка к реализации газового проекта на Карачаганакском месторождении вступила в самую сложную стадию. Согласно сообщению пресс-службы правительства Казахстана, этот вопрос обсуждался на вчерашнем заседании кабинета министров республики. Премьер-министр Даниал Ахметов поручил соответствующим министерствам и структурам ускорить переговоры с вероятными партнерами, чтобы начать реализацию проекта в 2005 году. Соглашение о разработке месторождения на условиях СРП было подписано с консорциумом зарубежных компаний Karachagak Petroleum Operating (КРО) еще в 1997 году, и сейчас полным ходом идет реализация первой фазы проекта, связанного преимущественно с добычей нефти. Следовательно, говоря о «вероятных» партнерах, казахстанский премьер имел в виду «Газпром», который контролирует доступ среднеазиатского газа на перспективные экспортные рынки. Из Астаны все чаще звучат решительные заявления по поводу предоставления карачаганакскому газу доступа в Европу. Пока же российский газовый монополист твердо стоит на сохранении единого канала продажи газа в Европе и не намерен делать исключение для Казахстана.

В консорциуме KPO британская BG Group и итальянская Eni владеют долями по 32,5%, американская ChevronTexaco -- 20% и российский ЛУКОЙЛ -- 15%. Начиная с 1998 года на Карачаганакском месторождении планируется добыть в общей сложности 320 млн тонн жидких углеводородов и 797 млрд кубометров газа. Прогнозный объем инвестиций в 40-летний период реализации Карачаганакского проекта, согласно СРП, оценивается в 15 млрд долл., из которых около трети уже вложено. В 2003 году на месторождении добыто 5,78 млрд кубометров газа, в этом году этот показатель планируется увеличить до 7 млрд. Проектная мощность газодобычи составляет 15 млрд кубометров в год.

Казахстан первым из среднеазиатских газовых республик заключил соглашение о сотрудничестве с Россией и как следствие получил довольно выгодные условия. Если у Узбекистана и Туркмении «Газэкспорт» закупает газ по взаимовыгодной цене, то с казахстанской госкомпанией «КазМунайГаз» было создано совместное предприятие «КазРосГаз» на паритетных началах. Оно закупает «тяжелый» газ у КРО, перерабатывает на принадлежащем «Газпрому» заводе в Оренбургской области, а затем поставляет по контрактам «Газэкспорта». Но в отличие от узбекских и туркменских коллег «КазМунайГаз» получает 50% от экспортной прибыли.

Однако в Астане решительно настроены частично исключить из схемы «Оренбурггазпром», построив, как и планировалось, собственный газоперерабатывающий завод начальной мощностью 10 млрд кубометров в год и стоимостью около 1,2 млрд долл. и при этом сохранив прямой доступ на экспортные рынки. Пару недель назад об этом недвусмысленно заявил министр энергетики Казахстана Владимир Школьник: «Вопрос в том, чтобы через систему газопроводов России этот газ был доставлен через Украину на западные рынки. Тяжелый разговор. Россия должна поделиться рынками, которые исконно являются ее, но, естественно, надо найти здесь консенсус. Сейчас задача -- договориться о справедливой цене на транспортировку и доступ в российскую систему газопроводов для Казахстана».

Представитель «Газпрома» подтвердил газете «Время новостей», что переговоры идут тяжело, но комментировать их содержание отказался. А пресс-секретарь компании «ЛУКОЙЛ-Оверсиз» Григорий Волчек заявил газете «Время новостей», что «стратегические интересы сторон, участвующих в переговорах, совпадают, и сейчас нужно время, чтобы согласовать детали». Решение же базового вопроса -- строить газоперерабатывающий завод прямо на месторождении или в Оренбургской области, -- по его словам, зависит прежде всего от правительства Казахстана.

Однако и так очевидно, что наиболее удобным для «Газпрома» вариантом было бы сохранение действующей схемы с участием «КазРосГаза» и «Оренбурггазпрома». Если же Астана решит все же построить собственные перерабатывающие мощности, то речь будет идти только о закупке этого газа «Газэкспортом», но не о простом транзите казахского топлива до потребителей в СНГ и Европе.

Алексей ГРИВАЧ, Николай ГОРЕЛОВ