Время новостей
     N°64, 14 апреля 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  14.04.2004
Чудеса вокруг ручья
Большинство балетных призов завоевала команда Алексея Ратманского
Перед тем как вскрыть конверты с именами лауреатов, Юлия Рутберг и Николай Цискаридзе обменялись парой фраз о том, что этот вечер -- вечер пушкинский: церемонию награждения вместе с директором «Маски» Эдуардом Бояковым вела Илзе Лиепа (Графиня в «Пиковой даме» Ролана Пети), Цискаридзе -- в том же спектакле Германн, а Рутберг играет Графиню в вахтанговском спектакле Петра Фоменко. Пиковая дама -- тайная недоброжелательность, сказали наши звезды, но здесь ничего подобного, здесь явная доброжелательность. Театральные люди, а не знали, с чем шутили: на церемонии произошла история ровно в духе «Пиковой дамы».

Но это стало понятно не сразу. Сначала объявили лауреатов.

«Маску» за лучшую женскую роль получила Мария Александрова -- Классическая танцовщица в «Светлом ручье». (Тут никто не удивился -- соперничавшая с ней Анна Жарова отлично станцевала Китри в новосибирском «Дон Кихоте», но равняться с Александровой, соединившей в партии решительную виртуозность и тонкое лукавство, все-таки не смогла.) «Маску» за лучшую мужскую роль получил Геннадий Янин (Гармонист в «Светлом ручье»). Вот тут удивились многие, исполнители вторых ролей до сих пор балетных наград не получали, а конкурентом Янина был Сергей Филин, станцевавший в том же балете главную роль. Но роль столичного ловеласа была сделана Яниным так обаятельно, так гротескно и в то же время так узнаваемо точно, что в этом удивлении не было ни капли досады. Лучшим хореографом был назван Алексей Ратманский (за тот же «Светлый ручей»). В номинации, общей с современным танцем, у него была сильная конкуренция с Режисом Обадиа и Татьяной Багановой, но тонкий, сложно выстроенный, в сердцевине своей таящий некоторый нежный и нервный мотив балет-водевиль показался жюри интереснее «Весны священной» в Камерном балете «Москва» и «Полетов во время чаепития», произведенных екатеринбургскими «Провинциальными танцами». Впрочем, мрачную, агрессивную, отлично сделанную «Весну» тоже не обидели: она была названа лучшим спектаклем contemporary dance.

Главный приз -- за лучший спектакль -- неожиданно утащил Пермский театр оперы и балета (за баланчинский Ballet Imperial). Танцевавшим в нем девушкам не хватало шика, они старательно «произносили» текст, не позволяя себе по-звездному быть «над текстом». Но, видимо, именно добротность и чистоплотность жюри признало главными из профессиональных добродетелей -- и если вспомнить недавнюю разлапистую баланчинскую премьеру в Большом, нельзя отказать такому подходу в разумности.

Затем (уже после оперных номинаций) объявили лауреатов специальных призов жюри. Тут снова все немножко удивились, потому что обычно спецпризы жюри «закрывают дырки» в номинациях -- когда приз не поделить на двоих, а оба артиста достойны. Здесь же лауреатом был назван опять Геннадий Янин. Ну хорошо, ему снова радостно похлопали. А затем... на сцену снова вышли Эдуард Бояков и Илзе Лиепа и объявили, что Николай Цискаридзе очень разнервничался при объявлении лауреатов и имя Геннадия Янина в первый раз (за лучшую мужскую роль) произнес по ошибке. На самом деле «Маска» присуждена Сергею Филину. Вот. Люди Большого театра потом за кулисами уверяли, что в конверте была-таки бумажка с именем Геннадия Янина. И если это не шутки Пиковой дамы, то что же?

Анна ГОРДЕЕВА
//  читайте тему  //  Танец