Время новостей
     N°62, 12 апреля 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  12.04.2004
Честь пиджака
Министр обороны разрешил занимать офицерские должности гражданским
Российская армия продолжает радикально меняться -- вслед за гражданским министром обороны начинается набор гражданских специалистов на офицерские должности. Места людей в погонах займут те, кого в царской армии снисходительно, а иногда и презрительно называли шпаками и штафирками, а в советской -- пиджаками. (Кстати, из «пиджаков» происходит и нынешний начальник Генштаба Анатолий Квашнин -- выпускник гражданского вуза). Соответствующий приказ министра обороны под номером 20 был подписан еще 28 января этого года, но до конкретных воинских частей дошел недавно. А потому работа началась лишь теперь.

Своим приказом министр разрешает 178 наименований вакантных должностей младших (от лейтенанта до капитана) и старших (от майора до полковника) офицеров комплектовать гражданским персоналом. Правда, при нескольких существенных оговорках. Во-первых, замена должна идти без ущерба для боевой и мобилизационной готовности. Во-вторых, у гражданского персонала не должно быть в подчинении военнослужащих. В-третьих, все кадровые перестановки необходимо произвести «в пределах выделенных лимитов численности и ассигнований на заработную плату». И уж конечно, не подлежат замене должности, «завязанные» на планирование и управление операциями и боевыми действиями, несение боевого дежурства и тому подобное. Словом, те, где требуется беспрекословное выполнение приказа.

О реальных результатах, сказали обозревателю газеты «Время новостей» в Министерстве обороны, можно будет судить не раньше чем через год -- такова практика подобных дел. Однако уже сегодня ясно, что усилие это в отличие от многих других, предпринимаемых в русле военной реформы, вполне логично. Стоит только всмотреться в прилагаемый к приказу перечень военных должностей, разрешенных к замещению «пиджаками», как станет ясно, насколько все структуры российских вооруженных сил пронизала излишняя «военность».

Кто только не носит у нас погоны! В перечне обозначены ревизоры и картографы, дикторы и переводчики, программисты и референты, спортсмены и медики всех спецификаций, есть даже просто «производитель работ» -- без уточнения, каких именно. А как вам нравится такая военная профессия -- «старший военный художник». Жаль, не указано, как определить это старшинство -- по таланту или художественно-боевым заслугам. Зато можно узнать, как ценится в этой «табели о рангах» какой-нибудь усредненный лейтенант. Под №127 перечня в колонке «Наименование штатных воинских должностей» значится просто «офицер», а в параллельном столбце, где названы «должности гражданского персонала, которые устанавливаются при замещении», стоит «специалист 1-й категории». Так что напрасно ломаются копья по поводу того, какую социальную нишу занимает сегодня военный. Не высшая, конечно, категория, но и не третьестепенная.

Погоны сегодня носят обладатели совершенно невоенных профессий. Ну если начальника вивария (теперь будет называться заведующим питомником животных) еще как-то можно пристегнуть к армии (может быть, обучает служебных собак), то «начальник котельной» (будет -- директор котельной), «начальник театра» (директор) или «начальник бассейна» (тренер-администратор) ни в какие «военные» ворота не лезут. Ощущение при чтении перечня такое, что вот сейчас мелькнет «начальник электролампочки» или «руководитель рубильника». И все же надо признать, что эти несуразности ничто по сравнению с тем, что в советское время должность главного военного гинеколога занимал генерал.

Все должности, включенные в нынешний перечень, как поясняют в российском военном ведомстве, «являются востребованными», то есть замена разрешена не от хорошей жизни. За последние три года из вооруженных сил уволилось более 30 тыс. молодых офицеров, из них 2 тыс. -- совсем юные, моложе 22 лет, то есть выпускники военных вузов, часто недоехавшие до места назначения. Причины известны -- низкие оклады, бесквартирье, падение престижа профессии. Минобороны вынуждено призывать из запаса выпускников военных кафедр гражданских вузов. Они сегодня заполнили треть первичных должностей в войсках. Положения приказа министра обороны носят всего лишь разрешительный характер и не требуют непременно принимать на вакантные офицерские должности гражданских лиц. К тому же непонятно, как поведут себя эти полувоенные-полугражданские при боевых действиях? Чем будут руководствоваться -- боевым приказом или трудовым законодательством? Одного приказа №20 недостаточно, нужны новые законодательные акты, которые устранили бы возможные в будущем юридические коллизии.

В мире давно существует практика огражданивания вспомогательных подразделений вооруженных сил. В большинстве армий западноевропейских стран частные фирмы обустраивают и кормят боевые части, снабжают их ГСМ, охраняют аэродромы и хранилища боеприпасов (в некоторых случаях -- и ядерных), строят фортификационные укрепления, учат военных моряков водить субмарины и даже занимаются набором в армию, то есть заменяют наши военкоматы.

Министр обороны США Дональд Рамсфелд как-то сказал, что среди способов существенно повысить боеготовность армии -- уменьшение непрофильных нагрузок на нее и увеличение числа гражданских специалистов. Все это предстоит сделать и в России. Еще и потому, что контрактники, которыми будет прирастать армия, в отличие от бессловесных призывников не станут чистить картошку и мыть гальюны -- у них в контракте этого пункта нет.

Николай ПОРОСКОВ