Время новостей
     N°80, 11 мая 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  11.05.2001
Небо в лазерных алмазах
Пентагон не допустит космического Перл-Харбора
Руководство Пентагона намерено реформировать командование военным космосом. Роль главного куратора программ в этой сфере отныне передается ВВС США. Объявленное на этой неделе решение развило и конкретизировало заявленное президентом Бушем желание раз и навсегда обезопасить США от любых врагов, сделав Америку неприступной для нападения. Чтобы военный потенциал и экономическая жизнь страны не были парализованы в результате «космического Перл-Харбора», США следует «с тщательным вниманием относиться к защите и продвижению своих интересов в космосе», заявил министр обороны Дональд Рамсфельд.

Бороться с уязвимостью Пентагон будет путем расширения полномочий Космического командования ВВС США (КК ВВС), которое отныне обретет собственного командира в ранге четырехзвездного генерала. В настоящее время один и тот же человек -- генерал ВВС Ральф Эберхарт -- одновременно возглавляет Космическое командование США, Североамериканскую систему воздушно-космической обороны (НОРАД) и КК ВВС США. В будущем усиленному КК ВВС придется заняться проблемами организации обороны и наступления в космосе, а также взять под крыло взаимодействие с Национальным управлением разведки, занимающимся слежением из космоса в интересах ЦРУ.

На брифинге в Пентагоне Рамсфельду раз за разом задавали вопрос о том, не означает ли нынешняя реорганизация милитаризацию космоса. Ответ министра был стереотипным: тут «нет ничего общего». Однако не стоит забывать, что до конца прошлого года Рамсфельд возглавлял созданную конгрессом комиссию по военному космосу, выводы которой легли в основу нынешней реформы. Тогда он не стеснялся звать к милитаризации космоса, предложив президенту страны разработать варианты «развертывания в космосе оружия для предотвращения угроз и, если необходимо, защиты от атак на интересы США». Среди этих вариантов комиссия называла вывод на орбиту американских «спутников-убийц» с лазерным вооружением.

Еще более тревожным кажется выступление в Пентагоне сенатора Роберта Смита (республиканец от Нью-Гемпшира), отрекомендованного Рамсфельдом в качестве союзника и единомышленника по военно-космической комиссии: «Есть страны, которые враждебны к нам, и они в космосе. У них есть такое оружие в космосе, как лазеры, противоспутниковое оружие, электромагнитые импульсные вооружения. Мы должны быть готовы признать эту угрозу».

Этот намек невозможно отнести не только в адрес «мелких хулиганов» из Багдада или Пхеньяна, но даже в сторону Китая, делающего только первые робкие шаги в области военного космоса. Такое оружие было лишь у бывшего СССР, что наверняка известно г-ну Смиту. Признание России «космической угрозой» выглядит хотя и лестным для Москвы, но по сути нелепым -- у Кремля сейчас нет денег даже на своевременный запуск спутников с фотоаппаратурой.

Укрепление КК ВВС США ведет к милитаризации космоса, на что Москве придется реагировать. Роль военных космических систем (лазеры или ракетные перехватчики) будет повышаться по мере продвижения Вашингтона к заветной цели создания масштабной системы ПРО. Ожидая, что Россия противопоставит элементам ПРО США свои космические системы, Вашингтон уже сейчас создает основы для защиты «ядерного зонтика» от атаки потенциального противника. Иными словами, КК ВВС США уже сейчас начинает подготовку к тому, чтобы создать противодействие российскому противодействию ПРО.

Александр ТИМОФЕЕВ