Время новостей
     N°60, 08 апреля 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  08.04.2004
Семь амбициозных премьер
Планы Большого театра на будущий сезон уже нельзя изменить
На вчерашней пресс-конференции руководства Большого театра (гендиректор Анатолий Иксанов, музыкальный руководитель--главный дирижер Александр Ведерников, худрук балета Алексей Ратманский, начальник отдела перспективного планирования Вадим Журавлев) обещали познакомить журналистов с планами на следующий сезон. И познакомили -- надеясь, что, безусловно, внятная и продуманная программа вызовет интерес у пишущего народа. Но позавчера была пресс-конференция в Министерстве культуры и массовых коммуникаций, где Александр Соколов обмолвился о некоторых «проблемах в Большом театре». И начальникам главного театра страны сначала пришлось отвечать на вопросы не об опере и балете, но об отношениях с новым министром.

Выяснилось, что Анатолий Иксанов с Александром Соколовым официально еще не встречались -- лишь были вместе зрителями на гастролях театра. Но о делах при этом не говорили. И на грядущей встрече Анатолий Иксанов надеется познакомить министра с реально существующими проблемами Большого театра (мимоходом было упомянуто несовершенное трудовое законодательство).

Далее речь все-таки пошла об искусстве, а не о менеджменте (хотя в самом начале пресс-конференции Анатолий Иксанов произнес небольшой монолог о том, что весь менеджмент в Большом подчинен интересам искусства). Рассказали про ближайшие новости (приезд знаменитых балетных гастролеров -- 2 мая в «Дон Кихоте» Большого появится Хулио Бокка, 4 и 5 июня «Сильфиду» и «Жизель» станцуют Алина Кожокару и Йохан Кобборг; при этом Алексей Ратманский категорически отрицал, что даты выбраны в порядке конкурентной борьбы с Мариинкой, в самом начале июня планирующей суперзвездную гастрольную неделю). И подробно расписали будущий сезон.

В нем семь премьер -- четыре оперных, три балетных. Это будет последний перед реконструкцией столь наполненный событиями сезон Большого (на вопрос, возможен ли пересмотр существующего проекта реконструкции Большого театра, гендиректор сказал, что это маловероятно, что проект «Курортпроекта» в результате доработки изменился к лучшему и что против него выступают люди, лично желающие поучаствовать в реконструкции). Опера в следующем сезоне не выпустит ранее обещанного «Отелло» (Лев Додин попросил отложить проект), зато сделает «Леди Макбет Мценского уезда» (первая редакция, никогда не шедшая в Большом театре, ставить будет Тимур Чхеидзе, дирижировать Золтан Пешко), «Мадам Баттерфляй» (Роберт Уилсон перенесет свой знаменитый спектакль, дирижер -- Стефано Ранцани), арендует у «Ла Скала» «Фальстафа» в постановке Джорджо Стрелера (дирижер -- Александр Ведерников) и наконец выпустит заранее нашумевшую оперу Леонида Десятникова на либретто Владимира Сорокина (она получила название «Дети Розенталя», ставить будет Эймунтас Някрошюс, дирижировать -- Ведерников). Балет получит лично Джоном Ноймайером перенесенный спектакль «Сон в летнюю ночь» (увидев труппу Большого в Париже, хореограф сам выбрал именно «Сон» для нашего театра), премьеру своего нового худрука -- шостаковический «Болт» и три одноактовки Леонида Мясина, чудного хореографа позднедягилевской поры -- «Треуголка» Де Фальи, «Предзнаменование» на музыку Пятой симфонии Чайковского и «Парижское веселье» Оффенбаха (ставить будет Лорка Мясин, сын хореографа). Кроме того, Алексей Ратманский рассказал о будущей системе workshop'ов (мастерских молодых балетмейстеров, работы которых будут показываться, возможно, на верхней сцене театра) и о том, что для работы с труппой будут приглашаться знаменитые западные педагоги (так, уже есть договоренность о мастер-классе Виолетт Верди). Но все эти разумные, амбициозные, попросту говоря -- шикарные планы театра, последние два сезона управлявшегося лучше, чем во все послевоенное время, звучали на тревожном фоне непроясненных отношений с начальством. И в ответ на вопрос, что будет, если новый министр всех прогонит, Анатолий Иксанов только пообещал, что порушить планы на сезон будет сложно, ибо контракты уже подписаны. Так выяснилось, что он не только приличный администратор, он еще и неутомимый оптимист.

Анна ГОРДЕЕВА
//  читайте тему  //  Театр