Время новостей
     N°53, 30 марта 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  30.03.2004
Министры, службисты и агенты
Трехзвенное правительство разбирается со своими органах
Отладка механизма работы правительства пока напоминает сборку конструктора, где каждой детали ищут подходящее ей по размеру место. Окончательную структуру своего нового правительства россияне увидят не ранее 9 мая. Именно к этому сроку ответственный по «конструкции» вице-премьер Александр Жуков обещает составить перечень полномочий ведомств, привыкших работать по отраслевому принципу и не совсем теперь понимающих, какие именно функции они должны исполнять в новом трехуровневом правительстве.

Исполнительная власть, выстроенная по «блочному» принципу, когда укрупненным министерствам (с правоустанавливающими функциями) подчинены федеральные службы (по надзору и контролю) и федеральные агентства (по работе с населением), по замыслу, должна быть более удобна для обзора президентским оком. Выстроенная вертикальная субординация ведомств позволила минимизировать объем дублирующей правительство «горизонтальной» структуры -- президентской администрации.

Прежняя структура правительства досталась в наследство Владимиру Путину от Бориса Ельцина, при котором для каждого мало-мальски весомого министерства было создано дублирующее и курирующее его управление президентской администрации. Теперь, при лояльно настроенной исполнительной власти, от лишнего звена, усложняющего выработку и согласование концепций и идей, решено отказаться.

Отныне разработка идеологии, законов и реформ будет сосредоточена в руках министров, каждый из которых должен заниматься не столько текущей работой с документами, сколько защитой интересов вверенных ему направлений перед кабмином. Федеральных органов власти в России теперь 73 (вместо 58). Но, по словам премьера Михаила Фрадкова, сокращение числа ведомств вовсе не было самоцелью реформы правительства.

Министерства оставлены лишь на тех направлениях, где будут продолжены структурные реформы. Это усиленный экономический блок, который должен справиться с удвоением ВВП. Это социалка, министру которой, съевшему собаку на пенсионной реформе, поставлена задача по примеру пенсионной системы реформировать здравоохранение. Это Минприроды, которое займется законами по отъему ренты у нефтяников. Это министерство всех коммуникаций (Министерство транспорта и связи) и министерство «реальной» экономики -- Минпромышленности и энергетики.

Если число министров сокращено практически вдвое (до 17 человек), то количество подчиненных им служб и агентств значительно увеличилось. Федеральные службы займутся контролем и надзором, охраной границ, борьбой с преступностью. Федеральные агентства будут составлять реестры, кадастры, проводить регистрацию, управлять госимуществом и разгрузят министерства от такого коррупционно-опасного вида деятельности, как оказание платных услуг населению.

Наиболее важные контрольные службы будут напрямую подчиняться премьеру. Антимонопольная служба под премьерским патронажем должна будет заняться именно монополиями, а не малым бизнесом и «развитием предпринимательства», как то было раньше.

Ликвидация отдельных ведомств и перевод их в статус надзорных служб во многом разумна. Федеральная служба по надзору в сфере образования будет выдавать лицензии, контролировать качество обучения и содержание учебных программ, оставив написание экстремальных образовательных концепций, к примеру, введения обязательных военных учебных сборов. Целесообразно было понижение до агентства Минимущества. Это ведомство в основном унаследовало права РФФИ, занимавшегося процессом продажи госимущества, общий же план приватизации определял всегда сам премьер.

Разжалование в агентства Минпечати и Госстроя, по замыслу управляющего новой правительственной конструкцией, должны были, по-видимому, показать, что идеологией в своей сфере деятельности эти ведомства отныне заниматься не будут. «Прикладной труд» ожидает теперь и таможенников. Таможенная реформа в основном закончена, и соответствующая служба займется лишь сборами пошлин и выявлением контрабанды. Общая же концепция внешнеторговых отношений оставлена в ведении Минэкономики.

Проблем с работой чисто надзорных служб (санитарной, защиты прав потребителей, страхового, бюджетного и транспортного надзоров) скорее всего не предвидится. Эта работа им знакома. Служба связи, к примеру, в бытность свою министерством выполняла, по сути, лишь надзорные функции, так же как и Федеральная служба по атомной энергии. Точно так же и в агентства -- сельхозагентство, агентства лесного хозяйства, водного, здравоохранения, недропользования, физкультуры, морского, воздушного транспорта -- фактически будут преобразованы департаменты соответствующих министерств по услугам населению.

В рамках слияния, поглощения и укрупнения органов власти довольно логичным выглядит и намерение передать преемнице ФКЦБ -- Федеральной службе по финансовым рынкам -- функций по контролю над пока еще «дикими» валютным и страховым рынками.

На фоне удачных примеров реформирования ряда ведомств очевидны также и недостатки новой структуры правительства. Так же, как и было в последние годы, среди членов кабмина не будет Министерства по делам национальностей. «Национальные проблемы», судя по всему, будут сводиться к миграционным вопросам, и заниматься этим будет одноименная служба в составе МВД.

Очень неоднозначно можно расценить передачу тарифного органа в ведение МЭРТ. Как правило, в мировой практике регулирующие тарифные органы максимально независимы от исполнительной власти, подчинены непосредственно главе страны и решения их может отменить только суд.

Нелогичным выглядит и подчинение МЭРТ структуры бывшего Госкомстата. Служба по статистике будет вести свои подсчеты, а Минэкономразвития -- свои собственные. Те и другие показатели, как показывает практика, часто не совпадают. В рамках одного ведомства должна будет появиться и "единая", окончательная цифра, и вряд ли можно сомневаться, чье мнение станет тут решающим.

Не совсем понятно, как будет работать федеральная налоговая служба в составе Минфина. Методологию и консультационную работу с налогоплательщиками (именно под эту работу «заточены» налоговые инспекции на местах) Минфин намерен забрать себе, оставив службе лишь фискальные функции. Как Минфин собирается заниматься методологией, не опираясь на фискальную практику, остается пока загадкой.

Больше всего вопросов вызывает понижение в статусе Министерства труда. Служба по труду и занятости, по логике новой структуры правительства, должна заняться лишь контролем за соблюдением трудового законодательства. Правда, при этом в подвешенном состоянии теперь осталась работа по расчету тарифной сетки и разработке систем оплаты труда.

И уж совсем любопытно выглядит в структуре Министерства здравоохранения и социального развития служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Непонятно, как в структуре социального министерства будет осуществляться надзор за соблюдением прав человека -- по своей природе силовая функция.

Над разделением обязанностей новых органов власти правительство будет биться еще более месяца. Главное, чтобы во время столь глобального передела министры, службисты и агенты не начали, по своей привычке, перекладывать ответственность друг на друга.

Ирина СКЛЯРОВА