Время новостей
     N°51, 26 марта 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  26.03.2004
Сценарий для президента
Правительство определилось с ценами на нефть и количеством замминистров
Правительство вчера в основном одобрило сценарные условия развития экономики на 2005--2007 годы, на основе которых будет разработан прогноз социально-экономического развития страны, а затем и бюджет на следующий год. Документ вселяет оптимизм: в ближайшие годы нас ждет продолжение роста ВВП, снижение инфляции, повышение реальных доходов населения, двукратный рост инвестиций и т.д.

Впрочем, без ложки дегтя не обошлось. Как и во все предыдущие годы, успехи российской экономики будут во многом зависеть от внешней конъюнктуры. Если точнее -- от цен на нефть. Именно исходя из этого фактора ведомство г-на Грефа и готовило сценарные условия. Причем в двух вариантах -- оптимистическом и пессимистическом. Согласно первому, среднегодовая цена на нефть в 2005 году составит 26 долл. за баррель. Если так и случится, то экономика вырастет на 6,2%. Если же нефть будет стоить «всего» 20 долл. за баррель (это пессимистический сценарий), то рост составит только 4,8%.

Примечательно, что еще на прошлой неделе, когда документ поступил из МЭРТ в правительство, оптимистический вариант был рассчитан исходя из цены нефти 24 долл. за баррель, и в этом случае рост ВВП в 2005 году прогнозировался на уровне лишь 5,8%, в 2006 году -- 6,0%, а в 2007-м -- 6,1%. Однако в пятницу на совместной коллегии Минфина и МЭРТ президенту не понравились выкладки г-на Грефа. И не только по той причине, что они не согласуются с задачей удвоения ВВП за десять лет, но и потому, что мировые аналитические агентства прогнозируют на следующий год гораздо более высокую цену на нефть. После корректировки цифры стали выглядеть более оптимистично. Однако до 7,2%, а именно такой годовой рост необходим для выполнения установки президента об удвоении ВВП, они все равно не дотягивают.

Эксперты считают правительственный сценарий развития экономики реальным. «Впервые за последние три года правительство исходит из цены на нефть, которая близка к консенсус-прогнозу участников рынка», -- сказал газете «Время новостей» аналитик финансовой корпорации «НИКойл» Владимир Тихомиров. «А что касается того, что в сценарии нет цифры ежегодного роста на 7,2%, то это скорее говорит о правительстве положительно. Ведь ни у кого из экспертов таких прогнозов тоже нет», -- добавляет он. Впрочем, несмотря на это, аналитик считает вполне достижимым удвоение ВВП к 2010 году. По его словам, в последующие годы можно добрать недостающие проценты, для чего, однако, необходимо развивать секторы экономики, ориентированные на внутренний рынок. «Экспортный потенциал используется уже на максимуме. Даже рост экспорта в 10% не даст нужного эффекта для ВВП», -- говорит г-н Тихомиров. Как известно, задача снизить зависимость экономики от внешнеэкономических факторов поставлена уже давно. Герман Греф сказал вчера, что если их доля в росте ВВП в 2004 году составит 2%, то в 2005--2007 годах сократится до 1,5%. Соответственно, роль внутренних факторов возрастет до 4% в 2005-м и до 5% в 2007 году.

При этом рост реального курса рубля (по оценке вице-премьера Александра Жукова, на 7,9% в 2004 году, на 7% -- в 2005-м) не станет серьезной помехой для развития неэкспортных отраслей. С одной стороны, укрепление российской валюты удешевляет импорт, снижая тем самым конкурентоспособность отечественной продукции на внутреннем рынке. С другой же стороны, в этих условиях предприятия получают возможность на более выгодных условиях закупать за рубежом новое оборудование, иными словами, модернизировать производство. Кроме того, как считает Владимир Тихомиров, государство вполне может компенсировать укрепление рубля повышением импортных пошлин. «Пример с иномарками показывает, что такой путь возможен», -- говорит аналитик.

Впрочем, для рядовых граждан все эти выкладки звучат не слишком актуально. Для них главное -- как все эти макроэкономические показатели отразятся на их собственном кармане. Вице-премьер Жуков утверждает, что очень хорошо. По его словам, доходы населения к 2007 году в реальном выражении могут увеличиться на 40%, что станет существенным вкладом в реализацию недавнего поручения Владимира Путина снизить уровень бедности в два раза за три года. «Это серьезная, амбициозная задача, однако на это направлено большинство действий правительства по изменению налогового, пенсионного законодательства, замене льгот денежными компенсациями», -- сказал г-н Жуков. Росту доходов должно способствовать и снижение инфляции. Согласно правительственным прогнозам, в этом году она составит 10%, в следующем -- 6,5--8,5%, и далее по убывающей, вплоть до приемлемого для развитых стран уровня, как сказал Александр Жуков, в 4% к 2007 году и 2% к 2010 году. Успокоил г-н Жуков россиян и заявлением о том, что правительство не планирует повышать 13-процентный подоходный налог в связи с предполагаемым снижением единого социального налога.

Между тем вчера зародилась новая интрига. Если раньше конфликтные ситуации, например по вопросам налоговой реформы, все больше возникали между Алексеем Кудриным и Германом Грефом, то сейчас, похоже, главе Минфина придется вступить в дискуссию уже с Александром Жуковым. Вице-премьер высказался за сбалансированный, то есть бездефицитный, но и не профицитный бюджет. Как считает г-н Жуков, нет необходимости иметь профицит, когда у правительства появился стабилизационный фонд. У министра финансов, по-видимому, иное мнение. По крайней мере, по информации ряда источников, ранее он уже дал команду подчиненным кроить бюджет следующего года с превышением доходов над расходами. Теперь, похоже, г-ну Кудрину придется либо менять задание, либо отстаивать свою позицию.

В рамках прочих «сценариев» правительство утвердило параметры роста цен на газ, электроэнергию и железнодорожные услуги на три ближайших года. Тарифы на электроэнергию будут проиндексированы в 2005 году на 10%, на железнодорожные грузоперевозки -- на 8%.

Из всех монополий больше всего пострадали амбиции «Газпрома». Как известно, глава концерна Алексей Миллер месяц назад дал поручение своим подчиненным добиться от правительства повышения цен на газ в 2005 году на 16% без учета инфляции, а в 2006-м -- на 22,6%. Главным аргументом было то, что эти данные якобы соответствуют параметрам, заложенным в Энергетической стратегии России. Однако чиновники Минэкономики, получившего контроль над Федеральной тарифной службой, на уговоры не поддались. Они предложили правительству установить на 2005--2007 годы следующие предельные темпы роста средних оптовых цен на газ для потребителей: на 2005 год -- 20%, на 2006-й -- 11%, на 2007-й -- 8%, что приведет к повышению реальных цен на газ в 2007 году по отношению к ценам 2004 года на 16% с учетом инфляции.

Более того, глава Минэкономики вчера позволил себе мягко, но вполне публично указать г-ну Миллеру на несоответствие его слов действительности. Г-н Греф заявил, что апелляции к тому, что рассчитанные МЭРТ цифры не согласуются с параметрами Энергетической стратегии, некорректны: согласно стратегии, в 2005 году цена газа должна достигнуть 32--33 долл. за тысячу кубометров, а предложения Минэкономразвития позволят довести ее до 34,1 долл. (иными словами, они никак не ниже, чем в энергостратегии, а даже несколько выше). Тем не менее в «Газпроме» вчера продолжали настаивать, что утвержденные темпы роста тарифов не соответствуют графику энергостратегии и чреваты недоинвестированием в отрасль.

И наконец, вчера стало известно о том, что в министерствах -- включая руководящие ими кадры -- все же предстоят сокращения. Правительство решило, что у министров будет только по два заместителя. Сокращение более чем существенное, если учесть, что сегодня, например, у Германа Грефа их 15, а у Алексея Кудрина -- 11. Теперь возникает вопрос, как трудоустроить этих чиновников, ведь почти все руководящие должности в федеральных службах и агентствах уже заняты. Сокращение численности замминистров, без сомнения, серьезная победа главы аппарата правительства Дмитрия Козака, выдержавшего по этому поводу нелегкие дискуссии с наиболее влиятельными министрами. «Таким образом, министр становится ответственным экспертом по своему направлению, не размывая ответственность между своими заместителями, а используя весь потенциал вверенного ему министерства, принимает всю полноту ответственности за каждое принципиальное решение», -- объяснил позицию кабинета министров Михаил Фрадков.

Михаил ВОРОБЬЕВ, Алексей ГРИВАЧ