Время новостей
     N°52, 29 марта 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  29.03.2004
Рынок созрел
Страховщики готовы принять Кодекс профессиональной этики
7 апреля в отеле "Балчуг" состоится конференция «Проблемы формирования имиджа страховой отрасли на современном этапе». В рамках конференции состоится знаковое событие -- страховщики подпишут Кодекс профессиональной этики.

Российский страховой рынок медленно, но верно движется к тому, чтобы превратиться в стабильно развивающуюся отрасль под стать своему западному собрату. В последние несколько лет, за исключением, пожалуй, 2002 года, сборы отечественных страховщиков значительно превышали темпы экономического роста России. К примеру, за прошлый год отечественные страховые компании собрали свыше 430 млрд руб., превысив аналогичный показатель 2002 года на 44%.

Мощный импульс развития страховой рынок получил с введением «автогражданки». Ожидается, что в ближайшее время в Госдуму поступит еще несколько законопроектов по обязательному страхованию. С 2002 года многие компании стали отказываться от различных «серых» схем, направленных на оптимизацию налогооблагаемой базы своих клиентов. Между тем страховой отрасли необходимо пройти еще длинный путь развития, прежде чем стать цивилизованным рынком. По разным оценкам, доля псевдостраховых схем по страхованию жизни по-прежнему составляет от 90 до 95% собираемых средств.

«Отечественные страховщики не реагируют пока на очень серьезные факты нарушения цивилизованных методов ведения страхования, -- говорит председатель совета старейшин Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Николай Галагуза. -- Значительное место в деятельности отдельных компаний занимает псевдострахование, практически утерян рынок страхования опасных производств, серьезные сбои допущены при внедрении закона об ОСАГО, в ряде случаев процветает нездоровая конкуренция, демпинг и др.».

К примеру, в конце 2002 года была принята новая редакция закона «О несостоятельности (банкротстве)», которая ввела обязательное страхование арбитражных управляющих. Базовый тариф по этому виду страхования составляет 1,48%. Не прошло и двух месяцев, как ряд страховщиков начал предлагать такие полисы под 0,3%, а одна компания «прогнулась» до 0,15%... Подобная ситуация сложилась и в сфере страхования ответственности предприятий, эксплуатирующих опасный объект. Реально полисы выдаются не под риск ответственности, а под деньги, предлагаемые страхователем. «Такие факты дискредитируют саму идею страхования», -- считает Николай Галагуза.

«Все участники страхового рынка находятся в одной лодке, -- говорит генеральный директор компании «МРСС» Семен Акерман. -- Поэтому неудача одного бьет по репутации всей страховой отрасли в целом». В этой связи профсообщество решило разработать и принять Кодекс профессиональной этики деятельности на страховом рынке России. По словам первого заместителя гендиректора страховой компании «Энергогарант» Леонида Зеркалова, по сути, кодекс -- это своего рода договор между страховщиком, обществом, властью, партнерами и инвесторами.

Начиная с конца 1998 года этот документ готовился в недрах ВСС, а осенью прошлого года он был единогласно одобрен на президиуме союза. Суть кодекса сводится к десяти ключевым положениям. Компании-подписанты обязуются придерживаться в своей деятельности принципа «верховенства» закона. Они отказываются, по крайней мере на бумаге, от незаконных методов прямого или косвенного влияния на представителей федеральных и региональных органов власти, а также от недобросовестной конкуренции (давления на партнеров по бизнесу, демпинга, несоблюдения достигнутых договоренностей и т.д.). Ну и главное -- стремятся выполнять все принятые обязательства перед страхователями.

Страховщики положительно оценивают будущее принятие кодекса. «Подписание этого документа позитивно скажется на имидже всей страховой отрасли, который значительно пострадал во время предвыборных баталий вокруг «автогражданки», -- отмечает гендиректор страхового общества «Зенит» Александр Кабанов.

У российского бизнеса уже есть два примера успешного введения подобных этических правил игры. Несколько лет назад такие кодексы приняли банковское сообщество и профучастники фондового рынка. Результат -- повышение темпов развития этих рынков. Но самое главное, теперь никто из банкиров не заявляет во всеуслышание, что «такой-то банк плохой, а такой-то хороший».

«Сейчас много говорят о низкой культуре населения, но в первую очередь, на мой взгляд, страховую культуру нужно формировать среди самих страховщиков», -- уверен генеральный директор группы «Альфа Страхование» Владимир Скворцов. По его мнению, страховые компании должны направить свои усилия на качественное обслуживание клиентов и прозрачное ведение бизнеса.

Особенность Кодекса профессиональной деятельности страховщиков заключается в том, что каждая компания, которая решит его принять, должна официально подписать этот документ. Взамен она получит сертификат «соответствия». Ежегодно специальная комиссия при совете старейшин ВСС будет оценивать, насколько успешно страховщик выполнял принятые обязательства. На основании этого она вынесет вердикт -- можно продлевать срок действия этого сертификата для конкретной компании или нет.

«Никто не будет подавать на страховую компанию в суд за несоблюдение Кодекса профессиональной этики, -- заявляет президент Столичного страхового общества Павел Логинов. -- Но не стоит забывать, что иногда общественное мнение значительно суровее официального суда. Его не обманешь мудрыми юридическими формулировками и прецедентами».

Официально подписать кодекс согласилось пока только 60 страховых компаний. Торжественная процедура намечена на 7 апреля. Многие страховщики заняли выжидательную позицию. В целом они одобряют идеи, заложенные в своде этических норм страховой деятельности. Но при этом у них есть опасения, что отказ в продлении сертификата нанесет слишком большой удар по их репутации. Поэтому такие компании решили пока повременить с подписанием этого документа. Между тем возникает вопрос, что значит для страховщика соблюдать этические нормы? «Это прежде всего выполнять свои обязательства перед клиентами, другими словами -- платить. В развитых странах широко распространена практика, когда несколько поколений одной семьи страхуется в конкретной компании. Российский страховой рынок пока не оперирует такими масштабными временными показателями. Но постепенно мы тоже к этому придем», -- уверен Семен Акерман.

Алексей ЕРМАКОВ