Время новостей
     N°48, 23 марта 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  23.03.2004
«Ось зла» - «понятие надуманное»
Россия и США продолжают совместно бороться с терроризмом. Курирует это специфическое сотрудничество рабочая группа «Трубников--Армитидж», названная так по именам сопредседателей -- первого зама главы МИД России Вячеслава Трубникова и первого зама госсекретаря США Ричарда Армитиджа. Об этом партнерстве спецкору газеты «Время новостей» Катерине ЛАБЕЦКОЙ рассказывает Вячеслав ТРУБНИКОВ. Очередная встреча Трубникова и Армитиджа состоится в США в начале апреля.

-- Отношения наших стран, несущих особую ответственность за международную безопасность, опираются на прочный фундамент, не подверженный воздействию конъюнктуры. Рабочая группа по борьбе с терроризмом за четыре года деятельности, доказав эффективность, стала моделью для десятка двусторонних рабочих групп по антитеррору. В двустороннем формате партнерам из спецслужб и правоохранительных ведомств проще найти «общий знаменатель». Потом результаты продвигаются на многосторонний уровень. Последние наши договоренности касаются совместного пресечения финансирования терроризма и реагирования на кризисные ситуации, вызванные терактами с использованием ядерных и радиологических материалов, химических и биологических веществ. География углубленного антитеррористического взаимодействия будет расширяться, но все же с американцами мы останемся впереди остальных, поскольку продолжим совершенствовать мощный потенциал этого формата.

-- Недавно в сенате директор ЦРУ Джордж Теннет заявил: «Поддерживая США в Центральной Азии и Афганистане, Россия недовольна присутствием США на территориях, которые считает своим задним двором».

-- ЦРУ консервативно, как любая спецслужба. Желание взаимодействия с Россией оттеняется подозрительностью к нам. Наши отношения с США на подъеме. Серьезные партнеры не скрывают разногласий. И мы продолжаем совместно бороться с терроризмом, в том числе на постсоветском пространстве.

-- А как же «реконфигурация» (название новой концепции передислокации военных баз США в мире. -- Ред.) вооруженных сил США на постсоветское пространство?

-- США еще в прошлом году информировали нас о разработке этой концепции. Мы приветствовали их открытость и приняли к сведению заверения о ненаправленности этой программы против наших интересов. Госсекретарь США Колин Пауэлл подчеркнул, что США не будут развертывать военные базы в Грузии. Вашингтон утверждает, что их планы еще не детализированы, поэтому мы пока воздержимся от однозначной реакции.

-- Подходы России и США к Ираку по-прежнему разнятся?

-- Принципиальная линия совпадает. Это возрождение суверенного, единого и демократического Ирака. Иное дело -- пути реализации этих задач. Ситуация в стране подтверждает обоснованность позиции России: эффективное послевоенное обустройство Ирака возможно лишь при полновесном участии ООН. Теперь и Вашингтон склоняется к этому. Сейчас широко дискутируется идея международной конференции, предложенной нами совместно с Францией. Обсуждается состав участников форума, повестка дня. Это необходимо для «смены вех», для перехода от оккупации к передаче власти самим иракцам.

-- Крах иракской авантюры не заставил Вашингтон отказаться от «оси зла»?

-- Это понятие надуманное: Иран, Ирак, КНДР имеют между собой мало общего и объединены американцами за якобы их стремление к обладанию ядерным оружием и поддержку терроризма. В сие абсолютно искусственное построение включены режимы, по тем или иным причинам не устраивающие администрацию США. Произошедшее в Ираке, безусловно, было не поиском и уничтожением оружия массового поражения, а навязанной извне сменой режима. Россия против не только самого термина «ось зла», но и включения в нее конкретных стран. Вердикт об угрозе мировому сообществу со стороны какого-либо государства -- исключительно прерогатива Совбеза ООН.

-- Как оцениваете американскую концепцию «Большого Ближнего Востока» (ББВ)?

-- Есть проблемы надуманные, а есть реальные. Здесь с Францией у нас позиции близки: сегодня нет реальной концепции ББВ. Четко не определены даже ее географические рамки. Нужно ли туда включать Пакистан? С позиций американской администрации, вроде бы нужно, а почему в стороне Индия? Налицо желание внедрить присущие Западу представления о демократии на возможно большем географическом пространстве, в основном исламском. И нефтеносном тоже. С этой же идеей США пришли в Ирак. С ней же они присутствуют и в Афганистане. Но практика показывает, что привнесение принципов западной демократии туда, где издревле живут иными ценностями и традициями, обречено на провал. Зачем взваливать на себя надуманные задачи вместо решения реально существующих, от которых зависит мир на Ближнем Востоке? Усилия мирового сообщества должны быть сосредоточены на реальном Ближнем Востоке.

-- Подключится ли Россия к инициативе в области безопасности и нераспространения оружия массового уничтожения (ОМУ) -- ИБОР, выдвинутой президентом США Джорджем Бушем в мае прошлого года?

-- Мы согласны с необходимостью пресечения незаконного оборота материалов, опасных с точки зрения распространения ОМУ. Но только без двойных стандартов, без деления на «плохих» и «хороших» распространителей. И подход нужен системный. С упором на укрепление действующих режимов нераспространения, экспортный контроль, жесткие национальные законодательства, многостороннее сотрудничество правоохранительных органов.

Наше законодательство ставит надежный заслон незаконному обороту ОМУ в пределах национальной юрисдикции, но, безусловно, требуется и широкое взаимодействие на глобальном уровне. А здесь еще сохраняется неясность механизма реализации ИБОР, ее соотношения с международным правом и национальными законодательствами. Вместе с тем ИБОР эволюционирует в сторону усиления акцента на правовые основы взаимодействия. Россия продолжит активный диалог с США и «ядром ИБОР», насчитывающим 11 участников.

-- Что надо доработать в ИБОР?

-- Пока эта инициатива находится в зачаточном состоянии, как и прочие инициативы типа «Большого Ближнего Востока», и не очень-то вписывается в существующие юридические рамки. Задержание судна влечет за собой материальные издержки для судовладельца, заказчика и страны, под чьим флагом оно зарегистрировано. Предполагается, что суда могут досматриваться с согласия государства, участвующего в инициативе. Но необходимо четко регламентировать последствия подобных шагов в случае ошибки. Надо определиться и с источниками информации, на основе которой будут задерживаться суда. Реализация инициативы возможна лишь в рамках международного права, после одобрения ООН и Совбеза.

Редакция газеты "Время новостей" приносит свои извинения первому заместителю главы МИД России Вячеславу Трубникову за допущенную редактором интернет-версии газеты ошибку при иллюстировании материала «Ось зла» - «понятие надуманное», опубликованного 23 марта с.г.