Время новостей
     N°48, 23 марта 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  23.03.2004
Налоги по договору
Малому бизнесу придется считаться с муниципалитетами
Жизнь малого бизнеса в будущем году может серьезно измениться. Как рассказал вчера журналистам замминистра финансов Михаил Моторин, Минфин разослал на согласование по ведомствам поправки в законодательство, согласно которым право устанавливать конечную сумму уплачиваемого малыми предприятиями вмененного налога будет передано от региональных властей муниципальным.

Если поправки будут введены в действие, то именно муниципалитеты будут определять, не слишком ли мало платят налогов автосервисы, парикмахерские и точки общепита, и устанавливать объем налогов исходя из своего понимания прибыльности каждого бизнеса. А для усиления контроля за нестационарными торговыми точками их собираются «привязать» к налоговым инспекциям каждого муниципального района, где ведется бизнес.

Предприятия малого бизнеса действующая система налогообложения делит на две части. Тем предприятиям, чью деятельность фискалам легко проконтролировать, дана возможность по желанию переходить на упрощенную систему налогообложения, с облегченной отчетностью и пониженными, по сравнению с общей системой налогообложения, ставками.

Тем организациям, чьи обороты налоговики затрудняются «подсчитать», повезло значительно меньше. Они должны платить единый вмененный доход, по сути, фиксированный торговый сбор. Налоговый кодекс позволяет региональным властям самим вводить на своей территории перечень «подозрительных» видов деятельности, переводя их в обязательном порядке на ЕНВД. Как правило, на ЕНВД переведены общепит, розничная торговля, сфера мелких бытовых услуг, частный городской транспорт. Для каждого вида деятельности федеральный центр устанавливает так называемый «коэффициент базовой доходности» (К-2), то есть теоретически определяет сумму прибыли, которую предприятие, магазин, парикмахерская или водитель маршрутки получают за год. Исходя из этой условной суммы для предприятия каждого вида деятельности исчисляется сумма вмененного налога. Регионы не могут превышать установленный центром коэффициент К-2, но могут корректировать его в сторону уменьшения исходя из реальных условий жизни в своей области.

Еще в период введения вмененного налога обсуждалась возможность передачи его регулировки муниципалитетам. Однако тогда победила точка зрения тех, кто считал, что на этом уровне процесс регулировки станет непрозрачным и, следовательно, взяткоемким.

Сегодня же, по мнению Минфина, легче маневрировать со ставками налога как раз на уровне муниципальных образований, которые могут более адекватно, чем областная власть, оценить рентабельность тех или иных занятий в своем городе. И снять налог с доходных предприятий по максимуму, а с менее успешных -- в несколько раз меньше. Одновременно все предприятия планируется заставить встать на налоговый учет во всех населенных пунктах, где ведется бизнес. Как быть предприятиям передвижной торговли, которые сегодня работают в одном округе, а завтра поедут торговать в другой, Минфин ответа не дает.

Если предложение Минфина будет одобрено законодателями, то местные власти получат поистине неограниченную власть над малым бизнесом. По мнению аналитиков, муниципальные власти, получив такие полномочия, могут попросту разорить малый бизнес, устанавливая максимальные коэффициенты доходности. Или малый бизнес просто сбежит в другой регион, где действуют не столь драконовские законы.

На этот аргумент у Минфина нашелся неожиданный ответ. По словам г-на Моторина, если муниципалитеты хотят привлечь бизнес, налоги они установят низкие, если малый бизнес им не нужен, как не нужны и его налоги, пусть распугают их всех. В конце концов, подытожил замминистра, пусть муниципалитеты и бизнес учатся «договариваться».

Аналитики скептически отнеслись к подобным предложениям Минфина. Слово «договариваться» не самое удачное в сфере налоговых отношений и неприемлемо в рамках установления налоговых обязательств, считают юристы. Правда, глава бюджетного комитета Совета Федерации Евгений Бушмин считает договорные отношения приемлемыми. «Можно же договариваться с Шаталовым, а почему с местными властями нельзя?» -- говорит сенатор. Тем более что, по его мнению, местные власти будут просто вынуждены устраивать малому бизнесу благоприятные условия, ведь по новой системе межбюджетных отношений их бюджеты уже не будут получать часть федеральных налогов.

По мнению Александра Паперно, руководителя налогового комитета ОПОРЫ, проблемы возникнут и с привязкой предприятия к месту деятельности. «Если регистрировать торговую точку в каждом селе, куда предприниматель заехал, продавая сенокосилки, то придется приехать туда еще раз для того, чтобы отчитаться по налогам», -- говорит аналитик.

А по мнению главы экспертного совета бюджетного комитета Госдумы Михаила Орлова, подобные манипуляции с вмененным налогом большой пользы не принесут. Гораздо эффективнее было бы сократить перечень видов деятельности, которые обязаны уплачивать ЕНВД, а со временем и вовсе отказаться от системы вмененного налога, нарушающей принцип «справедливости» налогообложения, и научиться лучше контролировать «неподконтрольный» малый бизнес, считает эксперт.

Ирина СКЛЯРОВА