Время новостей
     N°78, 07 мая 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  07.05.2001
Гусары, молчать!
Российским генералам приказано сохранять «индейскую невозмутимость»
Российский генералитет пока крайне сдержанно отреагировал на «первомайское приветствие» американского президента, объявившего в День труда о планах развернуть национальную систему ПРО (подробнее см. в рубрике "Заграница"). По сведениям военных источников газеты «Время новостей», доведенное до подчиненных личное указание министра обороны Сергея Иванова было лаконичным и весьма доходчивым: не поддаваться на провокации и не выступать с комментариями на тему «наш ответ американским милитаристам». Шеф военного ведомства пояснил, что экспромтов, подобных недавнему выступлению генерала Романова, он не потерпит: «Разговор с их авторами будет короткий -- перед несанкционированными публичными выступлениями они могут сразу писать рапорты об отставке». Напомним, что генерал-лейтенант Вячеслав Романов заявил на пресс-конференции 28 февраля о том, что в ответ на развертывание американской ПРО Москва готова выйти из других «разоруженческих» соглашений, в числе которых он назвал и договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Хотя возглавлявший тогда Минобороны маршал Сергеев уже на следующий день официально опроверг высказывание подчиненного, генеральские слова получили громкий и весьма неприятный для России резонанс в мире. Сейчас в Москве ожидают приезд высокопоставленной американской военной делегации (переговоры запланированы на середину мая) для определения позиций сторон на предстоящих консультациях по стратегической стабильности, и такого рода «утечки» были бы совсем некстати.

Кроме того, по признанию военных, «дискутировать пока особо не о чем, поскольку нас пока лишь провоцируют», именно поэтому «особенно важно сохранять индейскую невозмутимость». Над текстом первомайской речи Джорджа Буша явно поработала опытная команда спичрайтеров: она выдержана в классических канонах «миротворческого жанра». Президент прямо не упоминает о намерениях США выйти из основополагающего стратегического соглашения, Договора по ПРО от 1972 года, более того, он ведет речь о возможности принципиальных сокращений американских ядерных арсеналов. Нервную же реакцию «заинтересованных слушателей», в первую очередь российских и китайских военных, которые прекрасно понимают скрытый подтекст выступления, потом можно с успехом использовать против них самих.

По словам информированного военного источника газеты «Время новостей», российское военно-политическое руководство «неплохо подготовилось к предстоящим консультациям с американцами». Просчитаны «четыре базовых варианта: «очень плохой», «плохой», «удовлетворительный» и «хороший» сценарии развития двусторонних отношений». Кремль еще в прошлом году дал указание спрогнозировать наши возможности ответа на американскую ПРО. Работали над этим не только военные, но и ученые (специальная группа РАН готовила новые оценки разрушительной силы национальных ядерных арсеналов с учетом вторичных поражающих факторов), дипломаты (МИДу поручили активизировать работу с Пекином и Дели по созданию «большой евроазиатской оси» противодействия ПРО). Наконец, экономисты, которые должны были контролировать «финансовые аппетиты» военных, поскольку «наш ответ Америке» российский президент потребовал «вписать» в выделяемые на оборону 3,5% ВВП.

Подготовленные в итоге совместной работы основные положения российской реакции на развертывания ПРО в принципе не содержат сенсаций. (За исключением разве что «очень плохого» сценария. Именно его и имел в виду маршал Сергеев, когда предупреждал в феврале о возможной реанимации «трех мощных программ асимметричного ответа», разработанных еще в советские времена против рейгановских «звездных войн».) Российские военные исходят из того, что в ближайшей перспективе «неконструктивная позиция американцев» может заставить Москву лишь увеличить количество боеголовок, установленных на сухопутные и морские баллистические ракеты, и, может быть, отчасти пересмотреть взятые в 1992 году Борисом Ельциным обязательства по одностороннему ограничению тактического ядерного оружия.

Юрий ГОЛОТЮК