Время новостей
     N°47, 22 марта 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  22.03.2004
Обложите себя сами
Ноу-хау налоговой реформы стала идея добровольного налогообложения
Налоговая реформа в ближайшие годы, похоже, будет постепенно менять свое направление. Это будет реформа уже не столько для «корпоративных пользователей», сколько для рядовых россиян. Как показала прошедшая в конце прошлой недели совместная коллегия двух «суперведомств» (Минфина и МЭРТа), вектор преобразований плавно перенацеливается с манипуляций над НДС и нефтяными доходами на социальные сборы, подоходный и имущественные налоги.

Подоходный налог обещали не трогать, зато предполагается, что граждане сами увеличат фискальную нагрузку на себя, добровольно внося 4 % своей зарплаты в пенсионный фонд. В субботу окончательный вариант заключительного этапа налоговой реформы был внесен в правительство.

Идеология реформы спустя пять лет, прошедших с начала преобразования, вернулась на круги своя. Как начиналось все с «оптимизации налогообложения» для граждан, так и на завершающем этапе она адресована тем же самым гражданам. Правда, теперь налоговая нагрузка на личные доходы граждан будет возрастать. Уже решенным фактом стало намерение увеличить со следующего года налоговые отчисления за владение квартирами и землей. Формально ставки сокращаются, но расчет суммы налога будет вестись исходя из рыночной стоимости имущества, что в иных случаях увеличит конечную сумму сборов в десятки раз.

Судьба 13-процентной ставки до сих пор не ясна. Хотя сам президент и говорит, что она «навсегда», главный реформатор г-н Греф, выговаривает это слово с трудом. Впрочем, если формальное повышение подоходного налога - дело не завтрашнего, а, скорее, даже послезавтрашнего дня, то фактическое повышение налоговой нагрузки может произойти уже через несколько месяцев.

Государство больше не намерено латать бюджетные дыры, появляющиеся из-за снижения ставок, и заботу о наполнении пенсионного фонда намерено по крайней мере частично переложить с работодателя на самого работника. Правда, пока что в порядке эксперимента и на добровольной основе.

Максимальную ставку ЕСН 35,6 % государство готово превратить в 26 %, но при условии, что граждане вместо 13 % отчислений со своих зарплат (нынешняя ставка подоходного налога) будут готовы платить 17 %, переводя 4 % на накопительный пенсионный счет. Сегодня из 35.6 % ЕСН Фонд социального страхования получает 4%, фонд обязательного медицинского страхования - 0.2%, территориальные фонды медстрахования - 3,4%. Большая же часть налога (28 %) уходит в Пенсионный фонд, где 14% идет на выплату базовой пенсии (на которую имеют право все пенсионеры страны), а еще 14 % делится между страховой и накопительной частями пенсии (10 и 4% соответственно). Именно эти 4 % накопительных отчислений планируется переложить с плеч работодателей на самих работников. А гражданам придется самим решать - получат они накопительную долю или нет. Государство готово стимулировать этот выбор: в случае, если граждане примут положительное решение, то оно намерено вносить со своей стороны еще 2% на их накопительные счета в дополнение к упомянутым 4%.

К отчислениям на накопительную часть пенсии большинство россиян пока относятся как к "бросовым" деньгам, сомневаясь, что за десятки лет накопительная пенсия не испарится как дым. Так что есть сомнения, найдется ли - особенно в ближайшие годы - много желающих выполнять это пожелание государства. Поэтому возникает естественное подозрение, как бы эти добровольные пока отчисления 4% не превратились со временем в обязательные.

Сократив, таким образом за счет граждан ЕСН с 35,5 % до 31,4 %, государство намерено оставшиеся 5 % снижения взять на себя. При ставке ЕСН 26 % платить белую зарплату, по мнению чиновников Минфина и МЭРТа, будет готово большинство предприятий. Будет ли у них в реальности стимул делать это, пока неизвестно, зато известно, что большинству организаций регрессия, заложенная в шкалу ЕСН, по-прежнему будет недоступна. По максимальной ставке 26 % социальный налог должны будут заплатить те предприятия, где уровень зарплат в перерасчете на каждого работника до 300 тыс руб в год (менее 10 тыс долл ежегодно и около 750 долл ежемесячно). Регрессия в виде 10 % ставки будет начинаться только от годовой зарплаты от 300 до 600 тыс руб на одного работника. И лишь те, кто платит сотрудникам от 600 тыс руб в год (30 тыс долл ежегодно или 2500 долл ежемесячно), смогут воспользоваться ставкой ЕСН 2 %.

Истощив фантазию на подготовке концепции обеления зарплат, Минфин и МЭРТ в отношении налогов для крупного бизнеса решили сохранить «статус кво». Дифференцировать налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в зависимость от эффективности месторождения, о чем просили некоторые нефтяники, правительство посчитало излишним усложнением налоговой реформы. Ведь изъять «сверхприбыль» можно более легким путем. Например, с помощь элементарного повышения экспортных пошлин. Правда, на случай непредвиденно резкого повышения нефтяных цен, предусмотрен и более тонкий инструмент, такой, как повышающий коэффициент для НДПИ. Однако с конкретными цифрами того, на сколько именно планируется повысить пошлины, никто из ведомств-разбработчиков не выступил. Точные суммы пошлин будут, видимо, преподнесены в виде сюрприза сырьевикам.

НДС-счета, над которыми полгода бились Минфин и МНС, практически забыты, как будто этой идеи никогда не существовало и как будто в бюджет на второе полугодие не заложили повышенную сумму сборов по этому налогу. Теперь же проблема со сборами НДС превратилась из задачи колоссальной государственной важности (решать которую готовы были самыми радикальными способами) в ординарную проблему, решаемую силами фискальной службы. Контролировать поступления налога решено с помощью "усиления налогового администрирования", и пониженное в статусе МНС уже представило комплекс новых «пугалок» по усиленному контролю налогоплательщиков.

Если концепция налоговой реформы, внесенная «суперведомствами», будет одобрена кабинетом министров, то до 2 апреля Минфин должен представить в Белый дом перечень конкретных законодательных актов, изменяющих налоговое законодательство, а в середине апреля концепция будет вынесена на заседание правительства. Вполне возможно, что к тому времени «суперминистерства» решат переписать некоторые цифры. К примеру, осознать, что с ЕСН они чуть погорячились и сделать его снижение менее радикальным, или критично исправить в законопроекте о пенсионных отчислениях слово «добровольные» на «обязательные».

Ирина СКЛЯРОВА