Время новостей
     N°47, 22 марта 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  22.03.2004
Вашингтон расскажет Москве о постсоветском пространстве
В российской столице сегодня проведет переговоры заместитель помощника госсекретаря США по делам Европы и Евразии Стивен ПАЙФЕР. Но прежде чем встретиться с официальными лицами, он побеседовал с газетой «Время новостей».

-- Я приехал в Москву из Минска. Белоруссия оказалась в самоизоляции в результате политики президента Лукашенко. Нас это беспокоит. Мы готовы работать над этим вместе. Но Лукашенко надо предпринять шаги к либерализации: перестать оказывать давление на гражданское общество, на СМИ. Если же ситуация будет ухудшаться, то мы рассмотрим возможность принятия других мер.

-- Каких конкретно?

-- Некоторые меры обсуждаются -- запрет на выдачу виз, что уже применялось. Но надеемся, что ответ Белоруссии будет позитивным.

-- Украина готова разрешать НАТО размещать на ее территории войска Альянса. Обоснованно ли беспокойство России на этот счет?

-- Нет. В соглашении между Украиной и НАТО оговаривается статус войск НАТО на случай, если они когда-нибудь разместятся на территории Украины. В основном это касается сил НАТО, прибывших на Украину для учений. В 2000 году на Украине три раза проходили военные учения с участием американских войск, однажды в них принимали участие и российские военнослужащие. Каждый раз мы заключали четкое соглашение, в котором оговаривался статус американских войск на территории Украины. Это соглашение сугубо техническое, оно не знаменует изменений ни в количестве учений, ни в их ходе.

-- Киев направил войска в оккупированный Ирак. Сказывается ли это на отношении к нему Вашингтона?

-- Решение Киева принять участие в коалиции в Ираке позитивно сказалось на взаимоотношениях между США и Украиной. В ближайший год влияние на развитие наших отношений окажут октябрьские выборы на Украине. Надеемся, они будут свободными и справедливыми, с равными возможностями для всех сторон.

-- В Москве опасаются, что деятельность США в странах бывшего СССР направлена на выдавливание России из региона...

-- В последний год Россия проводит более уверенную и активную политику на пространстве бывшего СССР. Госсекретарь Колин Пауэлл во время визита в Москву в январе призывал Россию к взаимодействию, а не противодействию на постсоветском пространстве.

-- Не считаете ли вы, что на мирном разрешении противостояния Тбилиси и Батуми сказалось присутствие российских войск в Аджарии?

-- Надеюсь, эти войска сохраняли нейтралитет. Десять дней назад мы обсуждали с российской стороной конфликт Грузии с Аджарией. Самым важным было не допустить насилия. Россия воспользовалась своим влиянием в позитивном плане. Нам приятно, что напряженность снята. Что касается российских баз в Аджарии, то надеемся, что переговоры между Грузией и Россией относительно вывода этих баз будут проведены как можно скорее.

-- В чем состоят интересы американцев на постсоветском пространстве?

-- Вашингтон заинтересован в нормальных отношениях с бывшими странами СССР. Во многих из них США имеют экономические интересы, в том числе в сфере энергетики. Это разработка нефтяных и газовых ресурсов Азербайджана и Казахстана, выведение этих ресурсов на мировые рынки, строительство трубопровода Баку--Джейхан. Мы не считаем, что это антироссийская деятельность. Мы будем только приветствовать участие российских нефтяных компаний в строительстве этого нефтепровода. В Средней Азии интересы США и России совпадают. Мы заинтересованы в создании стабильного региона, через который не пройдут террористы.

-- А когда США выведут свои базы из Средней Азии?

-- Сроков нет, потому что мы не знаем, когда завершится наша контртеррористическая операция в Афганистане. Присутствие наших войск связано с ее результатами.

-- Осенью прошлого года вы дали резкую оценку деятельности России в Чечне...

-- Ситуация в Чечне не черно-белая. Первое: мы поддерживаем российскую территориальную целостность, у Чечни нет одностороннего права на выход из состава России. Второе: у России есть право защищать себя от террористов. Но наша позиция отличается от российской: мы не считаем, что конфликт в Чечне завязан только на терроризм. Мы осуждаем терроризм. Но мы уже три года говорим, как важно разделять террористов и чеченцев. Мы обеспокоены нарушениями прав человека в ходе операций российских и чеченских сил безопасности. Российское правительство обязано следить, чтобы операции велись с должной дисциплиной. Мы надеялись, что на выборах в октябре прошлого года в Чечне законно изберут лидера, пользующегося доверием большей части чеченского населения. Но в последний момент четыре или пять основных кандидатов либо сняли кандидатуры, либо были вычеркнуты из бюллетеней. Так что вопросы в отношении Ахмата Кадырова остаются. Мы только рады будем узнать, что ошибаемся, а Кадыров мирно положит конец этой трагической ситуации в Чечне. Но пока ему это не удается.

-- Осенью прошлого года президент Путин обвинил США в том, что американские представители встречаются в Катаре с чеченцем Зелимханом Яндарбиевым. В России есть мнение, что американцы помогли катарцам задержать российских чекистов, якобы замешанных в его убийстве в феврале.

-- Наша проверка показала, что никаких таких контактов в 2003 году у нас с Яндарбиевым не было. Что касается ареста россиян, то мы предоставили Катару очень незначительное техническое содействие, но в основном катарцы действовали сами.

Беседовал Андрей ЗЛОБИН