Время новостей
     N°44, 17 марта 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  17.03.2004
Россия не уступит никому свое место в СНГ
На пространстве Содружества Независимых Государств (СНГ), чаще именуемом постсоветским, все активнее действуют США, НАТО и Евросоюз. Не противоречит ли это российским интересам? Об этом спецкор газеты «Время новостей» Катерина ЛАБЕЦКАЯ беседует с первым заместителем главы российского МИДа, спецпредставителем президента России в государствах -- членах СНГ в ранге федерального министра Вячеславом ТРУБНИКОВЫМ.

-- Пространство СНГ -- естественная традиционная зона российских интересов. А сама Россия точно такая же зона интересов для ее партнеров по Содружеству. Курс на развитие добрососедских отношений с СНГ -- важнейший приоритет нашей внешней политики. Но в условиях бурно развивающегося процесса глобализации ни одно государство или региональное объединение не может остаться обособленным. Мы не намерены указывать партнерам по СНГ, как и с кем строить отношения. Однако исходим из того, что наши партнеры, например по Организации Договора о коллективной безопасности, не нарушат взятые на себя союзнические обязательства (ОДКБ создана 18 сентября 2003 года. В нее входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан. -- Ред.).

-- И нас не смущает проникновение НАТО в СНГ?

-- Вместе с партнерами по СНГ мы готовы к углублению сотрудничества с НАТО, прежде всего к налаживанию ее взаимодействия с ОДКБ. Это особо актуально, если учесть, что НАТО активно участвует в операциях в Афганистане. От объединения возможностей этих двух военно-политических союзов в выигрыше будут и их члены, и все международное сообщество. Противодействие же этому будет означать реанимацию «холодной войны». Мы к этому не стремимся и ждем того же от НАТО. Но процесс расширения Альянса, его приближение к границам России мы не приветствуем по одной причине: НАТО должно трансформироваться из военного блока в политическую организацию. Сейчас же в НАТО развиваются процессы противоречивые. Внутри Альянса еще существуют силы, мыслящие категориями «холодной войны».

-- НАТО рассчитывает на усиление сотрудничества с Россией по Афганистану. Неужели Россия туда вернется спустя 15 лет?

-- У нас нет таких планов. Возможна помощь в критических ситуациях, но не военное присутствие.

-- Уход США из Средней Азии увязывается с завершением афганской антитеррористической кампании. Но конца ей не видно.

-- Сложно ставить временные пределы военному присутствию международных сил содействия безопасности или коалиционных сил, занятых ликвидацией остатков «Аль-Каиды» и «Талибана». До нормализации ситуации в Афганистане действительно еще далеко.

-- Не «эхом ли холодной войны» стало уклонение Запада от ратификации адаптированного Договора об обычных вооружениях в Европе (ДОВСЕ) под предлогом того, что сохраняется военное присутствие России в Грузии и Приднестровье?

-- У нас линия на конструктивные отношения с США и НАТО. Но временами наши партнеры от нее отступают, вбрасывая мысль, что без ликвидации военных баз России в Грузии ратификация ДОВСЕ невозможна. Попытки поставить нам в вину «невыполнение стамбульских обязательств» расцениваем как надуманный предлог для затягивания ратификации соглашения об адаптации ДОВСЕ. Россия полностью и досрочно выполнила все обязательства по выводу ограничиваемых договором вооружений и техники из Грузии и Молдавии. Мы существенно приблизились и к решению проблем, не имеющих отношения к ДОВСЕ, -- это закрытие российских военных баз в Грузии и вывоз военного имущества из Приднестровья. Юридических препятствий для начала процесса ратификации соглашения об адаптации ДОВСЕ не существует. Мы призываем наших партнеров приступить к нему без искусственных затяжек.

-- То есть наши базы в Грузии -- вопрос лишь диалога Москвы и Тбилиси?

-- Нам нужно определиться по срокам и формату нашего пребывания там. И пока что третья сторона нам здесь не нужна. Полагаем, что заявленный конструктивный подход нового руководства Грузии поможет нам возобновить переговорный процесс в двустороннем формате. Мы ведь давно не встречались и не обсуждали проблему ликвидации наших баз.

-- На вывод наших баз из Грузии действительно уйдет 11 лет?

-- От этого мы начали танцевать в ходе переговоров. Но по мере укрепления наших экономических и финансовых позиций мы можем и сократить этот срок за счет собственных усилий. До каких пределов -- определять нашим военным.

-- Американское финансирование -- «за скобками»?

-- На данном этапе -- да.

-- Еще одним конфликтом интересов Запада с Россией называют Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС).

-- Никакого конфликтного заряда здесь нет. Цели организации -- стабильность в регионе и безопасность шести стран-членов (Россия, КНР, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан. -- Ред.). Есть широкие перспективы для сотрудничества ШОС с США в антитеррористической и антинаркотической сферах. Не собирается ШОС отгораживаться и от НАТО. Рассчитываем, что такое видение сущности ШОС возобладает в мире и положит конец кривотолкам.

-- Не свидетельствует ли о противоречиях с Россией повышенное внимание Запада к конфликтам на пространстве СНГ?

-- Конфликты -- проблема общемировая. В деле их урегулирования на пространстве СНГ не может быть и речи о каком-то нездоровом соперничестве с США или ЕС. Россия никогда не отказывалась от самого широкого международного взаимодействия, от придания миротворческим контингентам в зонах конфликтов на пространстве СНГ статуса международных региональных, с участием СНГ, ООН, ОБСЕ. Но попытки урегулирования «принуждением к миру» -- большое заблуждение. Они силой загоняют конфликты внутрь. Мы против непродуманной, поспешной ломки сложившихся форматов урегулирования.

-- Вы согласны с политологами, предлагающими переориентировать Россию исключительно на постсоветское пространство как державу сугубо региональную?

-- Не согласен. Россию уже в силу ее исторической и геополитической значимости нельзя замкнуть в региональные рамки, пусть и столь масштабные, как СНГ. Уверен, наша страна займет подобающее ей место, став одним из полюсов в многополярном мироустройстве. У нас уже есть для этого формальные признаки: принадлежность к ядерному клубу, постоянное членство в Совбезе ООН. Роль России как великой державы, безусловно, будет определяться ее экономической мощью. Мы медленно, но уверенно наращиваем экономический потенциал. В рамках СНГ это Евразийское экономическое сообщество, Единое экономическое пространство. Россия выступает локомотивом интеграционных процессов на бывшем советском пространстве, что чрезвычайно ответственно и трудно. И тем, кто боится этой ответственности, по душе тезис, что наши партнеры по СНГ много требуют от России, но мало ей дают, а посему якобы следует с ними разойтись. Но реалии таковы, что наше место тут же будет занято другими. Такой шаг был бы крайне опрометчив.

Беседовала Катерина ЛАБЕЦКАЯ