Время новостей
     N°76, 27 апреля 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  27.04.2001
Овсянка, сэр!
Потребление «быстрых» каш в России удвоилось
По объему потребления полуфабрикатов и продуктов быстрого приготовления принято судить об общем уровне жизни в стране. В последние два года этот показатель в России стабильно растет, однако до западных потребителей нашим согражданам пока далеко.

Развитие рынка так называемых быстрых продуктов началось в 1995--1996 годах, но кризис 1998-го сильно ударил именно по нему.

По словам вице-президента компании «Быстров» по продажам и маркетингу Игоря Кубанова, рынок «быстрых» каш начал формироваться около семи лет назад. Тогда пришли иностранные компании, традиционно производящие этот товар: Quaker, Shopride, Nordic (одноименные торговые марки) и Luckstock (торговая марка «Бишоп»). Заметный рост рынка начался полтора года назад, до этого речь шла лишь о небольших нецентрализованных поставках. Представители компании Raisio Nordic OY -- дистрибьютора продукции Nordic в России -- говорят, что докризисный уровень продаж их продукции пока не достигнут.

Сейчас, по словам президента корпорации «Быстров» Сергея Выходцева, рынок «быстрых» каш в России оценивается примерно в 30 млн долл. За 2000 год он увеличился вдвое и продолжает расти теми же темпами. По оценкам г-на Выходцева, верхний предел расширения рынка -- сумма, вчетверо превышающая нынешний его объем. Средний ежегодный рост его объемов в ценовом выражении составляет 50--60%.

Представители других компаний менее оптимистичны в своих оценках. «За 2000 год наши продажи выросли на 60%», -- говорит директор по маркетингу Raisio Nordic OY Елена Лотарева. «Двукратный рост рынка за прошлый год -- вполне реальная цифра, -- считает Валерий Маршалкин, генеральный директор дистрибьюторской компании «Деловые решения 2000». -- Однако реальный объем рынка несколько меньше 30 млн долл. Эта цифра, насколько мне известно, план расширения собственных продаж компании «Быстров».

«В последние месяцы количество заходов производителей на этот рынок растет в геометрической прогрессии, -- говорит президент «Быстрова». -- Маленькие и средние компании активно пытаются продвигаться в регионах. Так называемым прочим компаниям принадлежит там до 25% рынка». Крупными игроками также являются каши под торговыми марками «Бишоп», Nordic, Quaker. Из отечественных компаний достаточно заметны на рынке «Каша Кунцево», «Фотрекс».

Представители «Быстрова» заявили, что 45% их продаж приходится на Москву и Московскую область, на все остальные регионы вместе -- 40%, за границей съедают 15% продукции компании.

Впрочем, как говорят в один голос буквально все «кашевики» (так себя называют игроки рынка «быстрых» каш), разделить в процентном соотношении поставки в Москву и регионы довольно тяжело. «До 80% продаж для регионов проходит через Москву», -- говорит г-н Маршалкин. Москвичи, по его оценке, съедают от 50 до 60% от общего объема потребления «быстрых» каш в стране. «Конечно, в идеальном варианте соотношение продаж в столице и регионах должно быть примерно 1:4. Но пока это нереально -- уровень жизни в большинстве регионов не позволяет потребителям покупать «быстрые» каши», -- говорит Елена Лотарева. Кроме того, многие участники рынка отмечают менее агрессивную рекламу в регионах. У большинства производителей реклама в региональных СМИ только планируется.

Московский рынок традиционно считается самым динамичным. Тем не менее, по словам г-на Выходцева, даже здесь пока нет достаточной лояльности к этому продукту. Это означает, что в ближайшие несколько лет рынок будет развиваться прежде всего за счет появления новых потребителей, а не за счет жесткой конкурентной борьбы.

«Надо разделить два рынка -- пакетированные каши с добавками и непакетированные каши, обычно в упаковках по 500 грамм, -- говорит Валерий Маршалкин. -- Второй сегмент более дешевый, и в последнее время мы наблюдаем тенденцию к росту потребления именно здесь. Например, продажи каш Myllyn Paras в полукилограммовых упаковках за апрель удвоились».

Анфиса ВОРОНИНА