Время новостей
     N°42, 15 марта 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  15.03.2004
Ход валетом
В Монако показывают русских сезаннистов
Шестьдесят шесть работ из одиннадцати региональных музеев, Третьяковской галереи, Русского музея и девять картин из частного собрания составили экспозицию выставки «Бубновый валет»: от Сезанна до авангарда». Сенсационность события, во-первых, в том, что никогда прежде работы русских сезаннистов из объединения «Бубновый валет» в таком объеме не выставлялись, а во-вторых, выставка в крошечной европейской стране организована на частные средства и не по государственной инициативе. Правда, мероприятие такого уровня было бы невозможно провести без поддержки дирекции по делам культуры Княжества Монако и Министерства культуры РФ -- экспозиция расположилась в Государственном выставочном зале Княжества Монако на Набережной Антуана Первого.

Конечно, многие картины Аристарха Лентулова и Натальи Гончаровой, Ильи Машкова и Петра Кончаловского, Роберта Фалька и Александра Куприна не раз выезжали за рубеж, но в основном как дополнение работ известных авангардистов во главе с Казимиром Малевичем. Идея же куратора Зельфиры Трегуловой в том, чтобы показать европейской публике только творчество мастеров «Бубнового валета» (1910--1916). Замысел удался: почти половина прибывших в Монако картин экспонировалась на легендарных выставках объединения с эпатажным карточным названием.

Проект был задуман полтора года назад культурным фондом «Екатерина», возглавляют который отечественные коллекционеры Екатерина и Владимир Семенихины. Девять «частных» картин как раз из их собрания. Одним из открытий стал принадлежащий Семенихиным «Пейзаж с домами и с горой» (1915) Адольфа Мильмана, художника, примыкавшего к «Бубновому валету», практически неизвестного широкому зрителю ни у нас в стране, ни тем более на Западе. Такими же «премьерами» стали роскошная картина «Женщины и фрукты. Правая часть диптиха» Александра Лентулова из Рязанского областного художественного музея и «Канатопские девушки» Роберта Фалька из Саратовского художественного музея. Однако гвоздем экспозиции оказалось знаменитое полотно Ильи Машкова «Автопортрет с портретом Петра Кончаловского» из Русского музея, где два художника-атлета позируют в спортивных трусах на диване на фоне гирь и штанг, держа в руках скрипку и ноты. Эту картину крайне редко показывают на выездных выставках из-за ее весьма внушительных размеров.

Прекрасный дизайн экспозиции, созданный московской художницей Аленой Кирцовой, как нельзя лучше гармонирует с искусством «бубновалетовцев». Вытянутое пространство разрезано красными клиньями, а боковые стены и пол выкрашены в черный. Организаторы выставки говорят, что во Франции интерес к ней огромен, на пресс-конференцию аккредитовалось более полусотни журналистов, которых, правда, в первую очередь волнует вопрос о том, зачем русские устраивают выставку своего искусства в Монако. Я задала тот же вопрос Владимиру Семинихину, он ответил: «За рубежом русское искусство представлено исключительно поздним авангардом, хотя, я считаю, что начало всему -- именно в работах группы «Бубновый валет». В Монако эта выставка проходит просто потому, что мы здесь живем, но фонд «Екатерина» планирует организовать в ближайшее время еще более представительные выставки в Петербурге и Москве».

Анна СВЕРГУН, Монако
//  читайте тему  //  Выставки