Время новостей
     N°40, 11 марта 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  11.03.2004
Как нас ждут в Праге
Чехия была одним из самых значительных «открытий» для российского массового туризма в середине 90-х годов, тогда в определенных слоях нашего народа сложилась мода ездить «на выходные в Прагу». Чехия же стала довольно болезненным «закрытием», когда в 2000 году она, первой из бывших восточноевропейских союзников, ввела визовый режим в отношении России. Сейчас чехи с большой надеждой ожидают «вторую волну» туристов из России.

Статистика свидетельствует, что после резкого спада в 2000 году поток российских путешественников в Чехию растет. В этом году, по прогнозам, порядка 110 тыс. россиян побывают на родине бравого солдата Швейка (в рекордном 1998 году их было почти 274 тыс.). В общем потоке иностранцев, наводняющих Чехию, это совсем немного. Чешское статистическое бюро зафиксировало в прошлом году, что более 95 млн граждан других государств пересекли границу страны, -- и это при том, что население самой Чехии едва превышает 10 млн человек. Правда, подавляющее большинство этих иностранцев ненадолго заезжают по разным бытовым делам из соседних стран. Настоящих туристов чешская статистика с января по сентябрь 2003 года (это пока самые свежие данные) насчитала 5,1 млн. Доля россиян среди «чистых» туристов невелика -- в прошлом году она составила 2,4%. Однако, по единодушному мнению профессионалов местной туриндустрии, россияне -- особо выгодные гости. Отечественные туристы проводят в Чехии в среднем больше времени, чем любые другие иностранцы, а деньги тратят наравне с лидерами в этом отношении -- японцами. Корреспондент газеты «Время новостей» Михаил КУКУШКИН узнал у руководителей чешских ведомств, отвечающих за туризм, что может предложить их страна в ответ.

"Идеальное место для отдыха"

Министр регионального развития Чехии Павел НЕМЕЦ рассказывает о перспективах туристический индустрии страны.

-- Принимаете ли вы какие-то специальные меры для привлечения туристов из России?

-- Статистика показывает, что по количеству россияне занимают десятое место среди приезжающих в Чехию иностранных туристов. Зато россияне лидируют по средней длительности пребывания в Чехии -- семь дней, тогда как для всех иностранных гостей в целом этот показатель составляет 4,6 дня.

Чешская Республика пытается продлить время пребывания туристов в стране, и в случае с россиянами этого уже удалось добиться. Наше агентство CzechTourism открыло в Москве свое представительство. Это само по себе свидетельствует о том, что российский рынок имеет для нас огромное значение. Мы рассчитываем открыть представительство CzechTourism и в Санкт-Петербурге.

Кроме того, CzechTourism регулярно принимает участие в московской выставке MITT и привозит туда с собой большое количество турфирм из Чехии.

-- Так ли нужен российский турист Чехии, ведь сейчас из Западной Европы, особенно из Германии, к вам приезжает несравненно больше гостей?

-- Последние десять лет немцы действительно занимают первое место по посещаемости Чехии. Все остальные страны, не только Россия, остаются далеко позади Германии. Потому российский рынок для нас важен точно так же, как и рынки других стран.

-- Практически все отели, рестораны, турагентства и т.п. в современной Чехии принадлежат частным лицам. Какие рычаги воздействия на них у государства?

-- Задач у нас в этой сфере довольно много. Сейчас наша деятельность сконцентрирована в законодательной области. Мы готовим изменения в закон, которые касаются некоторых условий для предпринимателей в сфере туризма. В сотрудничестве с другими учреждениями, работа которых соприкасается с туристической индустрией, мы пытаемся сделать все возможное, чтобы приблизить наше законодательство к нормам Европейского Союза.

В этом году министерство регионального развития для поддержки субъектов туризма проводит три подпрограммы государственной программы по развитию туризма. Главные цели этих проектов -- поддержка развития чешских курортов, поддержка строительства дополнительной инфраструктуры туризма для спортивно-рекреационного отдыха, а также пропагандирование Чешской Республики за рубежом как идеального места для отдыха.

Можно сказать, что министерство принимает участие в создании условий для развития туризма. Но, как вы правильно заметили, субъекты этого рынка находятся в частной собственности. Поэтому в конечном счете только от них зависит, чего они смогут добиться на туристическом рынке Чехии. Но, конечно, у нас с ними есть общая цель -- благосостояние.

-- В ноябре 2003 года вы предложили провести кампанию по улучшению отношения к иностранным гостям со стороны сотрудников чешских государственных ведомств и туристических предприятий, ассигновав на это 20 млн крон (750 тыс. долл.). Какова дальнейшая судьба этой инициативы?

-- Об этой кампании говорилось в связи с материалом под названием «55 помех развитию туризма в Чешской Республике», который составило агентство CzechTourism. Министерство приняло во внимание данный документ и сейчас работает над устранением некоторых проблем. В частности, мы готовим к рассмотрению в правительстве документ «Условия развития туризма в Чехии». Практическая реализация такой кампании пока невозможна -- нет средств, однако она обязательно будет осуществлена.

Пока министерство пытается решить многие перечисленные проблемы своими силами. Например, мы проводим несколько образовательных проектов с работниками МВД, в основном с полицейскими. Мы учим, как надо себя вести с туристами, с иностранцами, повышаем уровень их знания иностранных языков. Наша цель -- снизить риск взаимного непонимания между чехами и иностранными туристами.

-- Не считаете ли вы, что вступление Чехии в Европейский Союз, а также проводимая сейчас в мировом масштабе кампания по борьбе с терроризмом могут заставить Чехию ужесточить порядок выдачи виз российским гражданам?

-- Визовый режим относится к сфере деятельности МИДа и МВД. Я считаю, что современная кампания по борьбе с терроризмом не может вестись огульными методами. Всегда необходимо поступать индивидуально и очень аккуратно. Каждый шаг в области виз может вызвать встречную реакцию и повлиять на международные отношения. Сегодня нет причин для усложнения визового режима Чехии с Россией. Появление единичных проблем -- это обычное дело, а потому нельзя на их основании делать обобщающие заключения.

-- Государства, в экономике которых туризм занимает заметное место, обычно придерживаются одной из двух стратегий его развития, условно назовем их «массовой» и «элитной». Первая предполагает привлечение как можно большего количества иностранных гостей, средний уровень комфорта для них и невысокие цены на туристические услуги. Вторая базируется на сознательном ограничении количества туристов, «эксклюзивных» условиях отдыха и высоких ценах. По какому пути пойдет Чехия?

-- Необходимо пояснить, что определение стратегии в такой форме не относится к компетенции министерства. Наша задача в области туризма -- создать систематические условия и факторы для развития и функционирования отрасли туризма.

Стратегии, о которых вы говорите, -- это дело отдельных субъектов рынка, которые таким способом определяют свой продукт и его позиции на рынке. Я считаю, что даже на их уровне нельзя однозначно выбрать ту или иную стратегию, для снижения риска их приходится комбинировать.

Михаил КУКУШКИН