Время новостей
     N°39, 10 марта 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  10.03.2004
Экономику поделили на двоих
Алексей Кудрин и Герман Греф получили по суперминистерству
Экономическая политика нового правительства, судя по его структуре, будет определяться двумя заклятыми "друзьями-либералами" Алексеем Кудриным и Германом Грефом, чьи министерства фактически превращены в суперведомства. Судя по президентскому указу, г-н Кудрин будет руководить всеми финансами страны, а г-н Греф всей (за малым исключением) ее экономической деятельностью. Если же главный фискал страны и ее главный экономист не найдут общего языка, "разводить" их будет вице-премьер Александр Жуков, курирующий эти ведомства.

Замруководителя фракции «Единая Россия», председатель банковского комитета Госдумы Владислав Резник утверждает, что такой расклад ролей в экономическом блоке правительства «можно с уверенностью охарактеризовать как один из самых сильных за всю историю новой России».

И в общем, если трактовать слово "сильный" как наделенный всеми возможными полномочиями, то с этим можно согласиться. Полномочий у обоих ведомств прибавилось изрядно. Алексей Кудрин, вот уже несколько лет убеждавший руководство страны, что Министерство по налогам и сборам должно подчиняться ему не только как вице-премьеру, но и как министру финансов, добился своего. МНС понизили до службы и отдали Минфину. В самом же - теперь уже бывшем - налоговом министерстве решение не комментируют, но, судя по голосам сотрудников, радости там от изменения своей участи не испытывают. Налоговики - это, пожалуй, единственное (но зато какое!) приобретение г-на Кудрина. При министерстве, правда, создано еще 4 федеральных службы, но все они так или иначе подчинялись ему раньше. Например, федеральная служба страхового надзора - по сути реорганизованный департамент страхового надзора Минфина. Департамент межбюджетных отношений, по-видимому, составит основу формирующейся Федеральной службы финансово-бюджетного надзора. В отдельную службу выделено также федеральное казначейство. Для руководства департаментов эти изменения означают повышение в статусе. Единственное исключение составляет Комитет по финансовому мониторингу - переименование в службу понижает его статус. Тем более, что отныне он будет лишен права самостоятельного издания нормативных актов. Впрочем, если его руководитель Виктор Зубков сохранит свой ранг первого заместителя министра финансов, удар окажется не таким сильным.

Пожалуй, единственной маленькой неприятностью для г-на Кудрина можно считать тот факт, что Государственный таможенный комитет (ГТК) Минфину не достался. О необходимости его переподчинения г-н Кудрин говорил давно, ссылаясь на тот факт, что ГТК собирает более 37% доходов бюджета. Однако, похоже, победила точка зрения Германа Грефа, утверждавшего, что таможня должна быть не столько фискальным ведомством, сколько органом, регулирующим торговую деятельность. В итоге таможня отошла к МЭРТ. Вообще приобретения г-на Грефа впечатляют даже больше, чем успехи Алексея Кудрина. Помимо ГТК, преобразованного в Федеральную таможенную службу, ему достались еще несколько бывших министерств и ведомств. Минэкономразвития теперь будет контролировать всю государственную собственность. Минимущество и РФФИ, преобразованные в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (прав у агентств еще меньше, чем у служб) отошли к МЭРТу. Именно это ведомство будет теперь решать, какие акции и предприятия следует выставлять на продажу, а какие нет. Агенства же будут лишь выполнять эти решения.

Кроме таможни и имущества Герман Греф получит еще и право устанавливать тарифы на услуги естественных монополий. Два года назад он уже почти получил конроль над "единым тарифным органом", но глава ФЭК Георгий Кутовой отстоял свое ведомство. Теперь - не смог.

Из менее значимых структур МЭРТ получил Федеральное агентство по государственным резервам (бывший Госрезерв), Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (Росземкадастр) и Федеральную службу статистики (Госкомстат).

Федеральную службу по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО) гг. Греф и Кудрин поделили. МЭРТу досталось право принятия нормативных правовых актов, а функции по представлению интересов государства перед кредиторами отошли в ведение Федеральной налоговой службы, то есть к Минфину.

Взамен (возможно, даже с удовольствием) г-н Греф отказался от права контролировать туризм и торговлю. Хотя в названии ведомства слово "торговли" сохранилось, Госторгинспекция передана в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, подчиняющуюся министерству здравоохранения и социального развития во главе с Михаилом Зурабовым. Туризм же отошел к Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, то есть министерству транспорта и связи. Определенная логика в этом есть. Пешком и без связи путешествует очень небольшое количество туристов.

Хотя Алексей Кудрин уже заявил вчера, что новая модель кабинета министров должна стать намного эффективней как с точки зрения времени, затраченного на принятие решений, так и с точки зрения материальных затрат на чиновников, это не кажется очевидным. Вряд ли реформа структуры правительства повлияет на остроту постоянных споров Кудрина и Грефа по тактическим вопросам экономической политики, связанных, например, с налоговой реформой. Как считает председатель попечительского совета Института проблем глобализации Михаил Делягин, между Кудриным и Грефом сохранится «институциональная тяжба», поскольку «Минфин должен собирать деньги и стараться их не раздавать, а МЭРТ, занимающееся развитием, должно тратить». А, значит, нас вновь может ждать нескончаемая череда дискуссий, согласований и т.д. Впрочем, видимо, именно за тем, чтобы не допустить этого, и назначен вице-премьером Александр Жуков.

Ирина СКЛЯРОВА, Михаил ВОРОБЬЕВ, Владимир ШПАК