Время новостей
     N°75, 26 апреля 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  26.04.2001
В Испанию без пробуксовки
Роль гонщиков в «Формуле-1» уменьшается
Не успели отгреметь фанфары в честь победителя «Гран-при Сан-Марино» Ральфа Шумахера, как мир "Формулы-1" перешел на очередную ступень своего развития. С 16 апреля вступили в силу изменения в техническом и спортивном регламентах Международной федерации автомобильного спорта (FIA). Сегодня в Барселоне первый день свободных тренировок очередного этапа чемпионата мира в "Формуле-1". И на трассу выйдут сильно измененные в сравнении с прошлым этапом болиды.

Самым основным новшеством станет, пожалуй, антипробуксовочная система или, иными словами, электронная система управления мощностью двигателя. Заметно ее появление будет уже на старте гонки. Теперь пилоты будут трогаться с места фактически одинаково, без пробуксовки задних колес. Лучше стартует тот, кто быстрее среагирует на сигнал светофора. В то же самое время FIA не допустит использование в автомобилях "Ф-1" систем, отслеживающих сигнал стартового светофора, это выделено отдельным пунктом правил. Антипробуксовочная система, кстати, уже использовалась в соревнованиях, но была запрещена той же FIA. Помимо старта, она облегчает управление болидом и снижает риск срыва машины в поворотах.

Теперь двигатель. Начиная с «Гран-при Испании» отменяются любые ограничения на количество управляемых параметров. Это касается работы акселератора, регулировок подачи топлива, ограничителя числа оборотов, систем зажигания и работы ограничителя скорости на пит-лейн. Иными словами, все вышеперечисленное может быть запрограммировано еще до старта либо будет корректироваться командами из боксов.

Переходим к коробке передач. Новые правила допускают полностью автоматическую коробку и отменяют ограничения на использование электронной системы управления сцеплением в момент переключения скоростей. Если все это перевести на общедоступный язык, то речь идет как раз об использовании без исключения всеми автоматической коробки передач. Так что, возможно, скоро в кокпитах останется всего две педали -- газ и тормоз. Отныне запрещено использовать электронные системы контроля работы тормозов, теперь не допускаются никакие усилители, и гонщику придется еще сильнее нажимать на одну из оставшихся педалей.

Подвеска автомобиля. Теперь в ней не допускаются различного рода усилители. Так, в амортизаторах запрещено использование жидкости, которая под воздействием электрического тока меняет свои свойства и соответственно жесткость самой подвески. Благодаря этому приспособлению автомобиль мог по-разному вести себя на каждом отдельном участке трассы. Придется командам идти на другие уловки, дабы автомобиль был еще более быстр и «держал» асфальт.

На десерт еще пара терминов из новых правил. Дифференциал. Разрешается использовать любые системы управления его работой, за исключением тех, которые могут отслеживать перераспределение крутящего момента двигателя между колесами в поворотах. Имеется в виду то, что автомобиль по-прежнему «прилипать» к асфальту не будет. Гонщику оставляют возможность блеснуть своим мастерством.

Последнее, что остается, -- рулевое управление. Новые правила, правда, в этом пункте вступают в силу лишь с 2002 года. Здесь запрещены все усилители. Сделано это затем, чтобы исключить возможность компьютерного контроля за работой рулевого управления. В противном случае это могло бы приблизить "Формулу-1" к гонкам радиоуправляемых моделей.

Итак, что мы имеем перед «Гран-при Испании»? Говоря объективно, все или почти все вышеупомянутые электронные изыски были, есть и будут. Просто программисты команд выйдут из тени боксов и официально займут свои места на «капитанском мостике». В то же самое время техническим комиссарам FIA будет легче контролировать электронные «мозги» автомобилей. Жаль только, что талант и мастерство самого гонщика еще в большей степени будут зашорены электроникой.

Последние годы «Гран-при» редко баловали нас красивыми обгонами и в большинстве случаев были слишком предсказуемы. Борьба происходила максимум между двумя-тремя командами. Теперь же пропасть между топ-конюшнями и всеми остальными еще больше увеличится. К сожалению, из личного первенства мира среди пилотов "Формула-1" уже окончательно превратилась в Кубок конструкторов. Здесь первыми сориентировались поклонники «Скудерии Феррари», которые уже несколько десятилетий поддерживают именно команду, а не тех, кто управляет алыми болидами. Так что со временем болельщики остальных пилотов, подобно фанам «Феррари», тоже объединятся в армии поклонников тех или иных команд.

И последнее. Нововведения FIA вновь вызовут рост скоростей гоночных болидов, а как следствие этого -- вскоре можно ожидать очередных изменений в техническом и спортивном регламентах. Нам же остается только наблюдать за всем этим.

Игорь КРИВИЦКИЙ