Время новостей
     N°75, 26 апреля 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  26.04.2001
Фабрика фотографий
В Москве продолжается фестиваль «Мода и стиль»
Признаюсь, что когда за несколько дней до открытия фестиваля «Мода и стиль в фотографии» я получила его программу, то была слегка раздосадована: все те же имена -- модные западные фотографы, которыми за пять лет своего существования организатор фестиваля, Московский дом фотографии, сумел московскую публику, мягко говоря, перекормить. Вот опять придется смотреть карточки, запечатлевшие модные показы или сцены закулисной жизни моделей, может и красивые, но либо фаллоцентристские, либо, напротив, феминистские, а и то и другое как-то надоело. Или фотопортреты всяких знаменитостей, наверняка очень стильные, но сколько ж можно. Или амбициозные работы отечественных фотографов моды, самоуверенно думающих, что они ничем не хуже западных, а на самом деле в большинстве своем очень плохих.

Все это, конечно, есть и теперь. Но -- парадоксальным образом -- не раздражает. Все-таки действительно красиво. А потом, в нынешний раз интересны не только сами выставки, но и то, как они устроены.

Очередная порция фестивальных выставок открылась в Новом Манеже. Две французских -- «Париж. 50-е годы» Робера Дуано и «Модель и ее метаморфозы», на которой представлены снимки таких выдающихся мастеров, как Ирвин Пенн и Ман Рей, из собрания Национального фонда современного искусства Франции. Собственно, обе они -- как раз про красоту, про моду, про стиль жизни (50-е годы в Париже на снимках Дуано можно сравнить с 50-ми годами в СССР на снимках в ГУМе -- стилистически почти одно и то же). Словом, здесь есть все то, что так любит публика.

Третья выставка -- русская. Это кураторский проект Алексея Бокова «Мануфактура». Предыстория такова: сначала 11 художников (среди них Алена Кирцова, Гор Чахал, группа AEC) сделали эскизы тканей. Ткани были изготовлены на Александро-Невской мануфактуре. Затем 11 модельеров (среди них Павел Каплевич, Игорь Чапурин, Светлана Тегин) сделали из этих тканей костюмы. Затем 11 фотографов (среди них Владимир Куприянов, Вита Буйвид, Владимир Фридкес) сделали постановочные фотографии (среди моделей есть и Максим Суханов). Затем архитектор и дизайнер-экспозиционер Юрий Аввакумов сделал из всего этого выставку. Гигантские фотографии он повесил на вращающие оси, укрепленные между двумя гигантскими же катушками от ниток (предполагается, что зрители будут их вращать). Экспозицию дополняли девушки в фабричных голубых халатиках, которые на вернисаже в специальных емкостях возили пряжу.

Проект «Мануфактура», может, не столь интересный сам по себе, но получивший очень эффектный выставочный дизайн, демонстрирует неистребимую тягу директора МДФ Ольги Свибловой к экспериментам и открытиям. Она не только может привозить в Москву выставки фотоклассиков или готовые французские экспозиции, но и находить в Йошкар-Оле никому не известного фотографа, чтобы сделать его выставку открытием фестиваля (другое дело, что проект «Фотографические провокации» Сергея Чиликова таковым не стал). И устраивать выставку прямо посреди ГУМа -- на радость продавцам, покупателям, властям и арткритикам. Или с помощью дизайнера превратить выставку в настоящий хеппенинг.