Время новостей
     N°36, 03 марта 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  03.03.2004
"Новый Гайдар" и "помолодевший Примаков"
Запад изучает Михаила Фрадкова
Deutsche Welle

«Чем более неожиданным для большинства наблюдателей стало решение Путина предложить на пост премьер-министра Михаила Фрадкова, тем яснее в нем прочитываются сигналы бизнесу и Западу, политическим союзникам и избирателям.

Первый сигнал касается ориентации президента на сотрудников спецслужб. Фигуру нынешнего кандидата на пост премьер-министра можно описать так: «силовик, имеющий имидж либерала». Второй сигнал -- российскому бизнесу и Западу. Можно предположить, что Фрадков мыслится Путину и его советникам прежде всего как борец за интересы российского государства на внешнем и внутреннем политико-экономических фронтах. Третий сигнал -- населению России: тем, кто предполагал, что у президента есть выбор -- назначить спецслужбиста-силовика вроде Сергея Иванова или либерала вроде Германа Грефа, -- президент Путин предложил двойное решение -- силовика-либерала... Каждый может увидеть в его личности успокаивающие черты. Одни увидят в нем нового и гораздо более опытного Егора Гайдара, другие -- помолодевшего Евгения Примакова. Финансовый разведчик, подобранный самым популярным в России политиком на роль второго человека в государстве, является поэтому блестящим предвыборным агентом президента».

Ha'aretz

Еврейское происхождение Фрадкова не упоминалось в сообщениях СМИ в понедельник. Однако депутат кнессета Роман Бронфман, следящий за российской политикой, говорит, что назначение Фрадкова -- блестящее политическое решение: «Цель этого шага -- заткнуть рты тем, кто винит Путина в антисемитском преследовании олигархов еврейского происхождения...» Но главный раввин России Берл Лазар полагает, что кандидатура Фрадкова не повлияет на общественное мнение в России: «Сегодня уже не вопрос -- кто еврей, а кто нет. Выборы в Думу показали, что попытки дискредитировать некоторых кандидатов еврейского происхождения провалились и не помешали им победить».

La Stampa

«Человек Европы в Москве -- вот сигнал, который Путин посылает своим западным коллегам в момент, когда диалог с Брюсселем застопорился и возникают новые сомнения по поводу приверженности Путина западным ценностям. К тому же Фрадков -- еврей, и никогда этого не скрывал. Это должно успокоить тех, кто после выборов в Думу стал опасаться, что Кремль повернет в сторону национализма... Но его назначение -- это и предупреждение, направленное внутрь страны: Фрадков, хотя и в штатском, возглавлял налоговую полицию и, говорят, сыграл свою роль в охоте на ЮКОС... Но все комментаторы сходятся на том, что Фрадков в еще большей мере, чем Касьянов, будет «техническим премьером» -- премьером, лишенным политических амбиций, который не будет помехой царю Владимиру».

The Financial Times

«Президент России Владимир Путин удивил Москву, назвав малоизвестного и давно находящегося на службе чиновника своим кандидатом на пост премьера. Вытащив 53-летнего Михаила Фрадкова из политической безвестности, Путин демонстрирует собственную расширяющуюся власть. В отличие от Михаила Касьянова, предшественника Фрадкова, новый потенциальный премьер-министр не имеет независимой политической базы. После одобрения его кандидатуры Думой, где также доминируют сторонники Путина, Фрадков будет всем обязан своему президенту».

Die Welt

«Владимир Путин назначил кандидатом на пост главы правительства на первый взгляд бесцветного, ничем не выделяющегося человека, который, однако, уже много лет занимает высокие государственные посты... Известный социолог Ольга Крыштановская оценила назначение Фрадкова как продолжение путинского курса по размещению на высоких должностях людей из спецслужб, хотя и в хитроумной форме: Фрадков, по ее мнению, человек, который в своей разнообразной прежней деятельности всегда был связан со спецслужбами, но не напрямую, а через аффилированные структуры».

Corriere della Sera

«Главной задачей Фрадкова будет буквальное выполнение директив президента, что Касьянов делал не всегда».

The Daily Telegraph

«Путин назначил кандидатом на пост нового премьер-министра политического легковеса, демонстрируя свое стремление исключить возможных соперников... Выбрав практически неизвестного человека, президент подкрепил сигнал о своей непринадлежности ни к одной из политических группировок... Он также фактически выхолостил пост премьер-министра -- единственный альтернативный центр власти и трамплин, который он сам использовал на пути наверх... По словам Роланда Нэша из компании «Ренессанс Капитал», «Путин назначил «мини-себя», а назначение полностью лояльного, в меру безликого «мини-себя» -- лучший способ обеспечить еще большую централизацию власти в Кремле».

The New York Times

«Уже сейчас главный политический вопрос -- переход власти в 2008 году, когда Путин уже не сможет баллотироваться снова. После увольнения занимавшего пост премьера Михаила Касьянова политические комментаторы сконцентрировались на его преемнике как на потенциальном фаворите (президентских выборов) через четыре года. При этом ближе всех к такой перспективе для г-на Фрадкова в понедельник подошел один из комментаторов, заявивший: «Все возможно».

The Los Angeles Times

«Выдвижение Михаила Фрадкова на пост премьера рассматривается как жест в сторону Запада... Аналитики отмечают, что это, вероятно, позволит Путину поддерживать твердый личный контроль над правительством, продолжая в то же время экономические реформы, борясь с коррупцией и улучшая отношения с Европой... Наиболее вероятный результат -- «серединное правительство», призванное уверить критиков на Западе, что Россия не свернула с пути экономических и демократических реформ... Отказавшись от ожидавшегося многими назначения премьером либо министра обороны Сергея Иванова, либо министра финансов Алексея Кудрина и остановив свой выбор на малоизвестном бюрократе, Путин установил равновесие между нередко противоборствующими лагерями и обеспечил себе дальнейший прочный контроль над правительством».

The Independent

«Назначение Фрадкова вызвало некоторые возражения и оговорки. Отсутствие у него политического опыта и его неучастие в большинстве политических стычек в 90-е и позже могут сослужить ему плохую службу в парламенте, где его могут счесть «не нашим человеком». Риск в том, что достойный и компетентный человек может оказаться «виноватым» в политических неудачах, ответственность за которые в действительности лежит на Кремле. Так что он может не задержаться на своем посту надолго».