Время новостей
     N°35, 02 марта 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  02.03.2004
"Аргумент в виде пистолета надо держать в кармане"
Михаил Фрадков -- экономист и силовик
Об экономических взглядах Михаила Фрадкова сегодня говорить и трудно и легко. С одной стороны, позиция кандидата в премьеры останется тайной ровно до тех пор, пока он сам не выскажется на эту тему. А с другой, взгляды г-на Фрадкова на пути развития российской экономики сегодня, без сомнения, схожи с президентскими, иначе он просто не был бы предложен Владимиром Путиным на пост главы правительства.

И все же некоторые суждения можно сделать хотя бы на основе выступлений будущего премьера в прессе в течение последних лет. Общий вывод: Михаил Фрадков представляет собой довольно редкий для сегодняшней политической сцены тип чиновника. Он одновременно и экономист (специалист по внешнеэкономическим связям, страховому бизнесу), и силовик (занимал пост замсекретаря Совбеза и руководителя Федеральной службы налоговой полиции). Причем силовиком он был в течение всего трех лет, да и в Совбезе курировал вопросы экономической безопасности. Этот симбиоз не мог не сыграть своей роли. Как глава одной из правоохранительных структур он преследовал неплательщиков налогов. Постоянно шли проверки бизнес-структур, вплоть до «Газпрома» и ЛУКОЙЛа, возбуждались уголовные дела. Но одновременно как экономист Михаил Фрадков понимал, что излишний шум вокруг этих дел вредит российской экономике в целом, имиджу страны. «Аргумент в виде пистолета нужно держать в кармане на предохранителе. У нас достаточно других средств, чтобы выводить теневиков на свет. Но проводить такую работу надо более качественно и тонко», -- говорил он в одном из интервью.

Впрочем, г-н Фрадков вовсе не считал, что деятельность налоговой полиции может быть обеспечена лишь административными или экономическими мерами. Именно при г-не Фрадкове (и очевидно, при его содействии) ФСНП по вступившему в 2002 году в силу новому УПК получила новые широкие карательные полномочия -- список статей Уголовного кодекса, которыми могли заниматься его подчиненные, был расширен почти в два раза. Сам же он не раз выступал с заявлениями о необходимости более жестких, причем именно уголовных, санкций для налоговых преступников. При этом он ратовал за отмену нормы статей 198 и 199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов частных лиц и организаций), по которым попавшиеся на неуплате налогов могли избежать суда в случае возмещения ущерба. (Именно на основе этих статей большинство таких уголовных дел и раньше, и сейчас закрывались еще на стадии расследования.) Более того, г-н Фрадков даже предлагал ужесточить наказание неплательщикам налогов до семи лет тюрьмы (сейчас -- три года) и применять к ним такую меру, как конфискацию имущества.

По-видимому, не в характере Михаила Фрадкова «делать революцию». По крайней мере на посту главы ФСНП он говорил, что не собирается перечеркивать все то, что сделали его предшественники. Свою задачу тогда он видел в корректировке деятельности налоговой полиции. Хотя перед правительством сейчас стоят задачи куда масштабнее, нежели просто корректировка политики Михаила Касьянова. Одна структурная перестройка кабинета министров чего стоит. Причем ликвидация дублирования функций министерств и ведомств для Михаила Фрадкова дело не новое. Он пробовал делать это, будучи главой финансовой полиции, которая, по его словам, «немного сбилась с курса» и фактически занялась сбором налогом, отчасти дублируя функции МНС. В результате при г-не Фрадкове ФСНП попыталась "бить" более адресно и прицельно по целым областям экономики, постоянно проводя масштабные операции под кодовыми названиями "Лес", "Табак", "Алкоголь" и т.д. Занятно, что именно во время одной из таких акций ФСНП -- по топливно-энергитческому комплексу -- были сделаны и первые наработки, которые уже недавно легли в основу дела ЮКОСа. Еще в 2002 году глава налоговой полиции впервые упомянул о выявленных его сотрудниками схемах ухода от налогов при продаже нефти, которые теперь инкриминируются Генпрокуратурой Михаилу Ходорковскому и его соратникам.

Не менее жестко г-н Фрадков проводил политику и внутри налоговой полиции. Так, почти сразу после прихода он поменял почти всех заместителей директора, оставшихся от предшественников. А уже ближе к закату истории налоговой полиции она одной из первых была отдана на заклание административной реформы. Значительная часть полицейских была переведена в разряд гражданских служащих, которые лишились воинских званий, права ношения оружия и всех привилегий и денежных доплат, полагающихся "погонникам". Кстати, именно это стало причиной массового оттока кадров из ФСНП.

Все это, впрочем, частности, касающиеся лишь отдельных элементов функционирования правительственных структур. На макроэкономические темы г-н Фрадков публично почти не высказывался. Но были и исключения. Например, о взглядах Михаила Фрадкова в какой-то степени можно судить из ответа на вопрос читателя одной из федеральных газет, опубликованного в июне 2001 года. На вопрос «Будут ли в нашей стране условия для нормального бизнеса?» нынешний кандидат в премьеры ответил: «Альтернативы нет. Но все зависит от того, насколько продуманно эти меры будут осуществляться. С другой стороны, насколько все это воспримет бизнес. Ведь он неоднороден. Но должен понимать генеральную линию государства. Чем раньше, тем лучше. В противном случае -- стенка на стенку. И уже таких дров можно наломать, мало не покажется. Вот этого надо избежать. С бизнесменами у меня контакты были, когда работал министром внешнеэкономических связей. Они хотят этой определенности, ждут ее. Кто-то, правда, лукавит, провоцирует ситуацию. Но процесс подпирается со всех сторон. Ведь хочется-то жить в своей стране -- ресурсной, информационно обеспеченной, с колоссальным интеллектуальным потенциалом. А то обидно как-то. Согласны?»

Михаил ВОРОБЬЕВ, Виктор ПАУКОВ