Время новостей
     N°35, 02 марта 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  02.03.2004
Надо лучше делиться
Местные власти пытаются изменить межбюджетные отношения в свою пользу.

В последние месяцы перед началом реформы межбюджетных отношений регионы намерены отстоять за собой дополнительные доходные источники.

Пока необходимые поправки в законодательство не вышли из-под пера минфиновских разработчиков, представители субъектов федерации предложили правительству скорректировать намеченное с 1 января 2005 года перераспределение между центром и регионами доходных источников и расходных полномочий.

Напомним, что, по мнению кабинета министров, на федеральном уровне должны остаться НДС, акцизы, подоходный налог, ЕСН, налог на прибыль, НДПИ, водный налог, госпошлины и сборы за пользование объектами животного мира. К региональным налогам с 2005 года предполагается относить налог на имущество организаций и налог на игорный бизнес. К местным налогам и сборам -- земельный налог, налог на имущество физических лиц, транспортный налог и торговый сбор.

Однако, по мнению комиссии Совета Федерации по налоговой политике, такое распределение не увеличит обеспеченность субъектов собственными доходными источниками. «Когда затевали реформу, ставили целью обеспечить субъекты собственными источниками доходов, но этого не произошло», -- уверен председатель комиссии Олег Чиркунов.

С ним соглашается аудитор Счетной палаты Владимир Пансков. По его словам, «ни о какой самостоятельности речь не идет, в результате перераспределения 78% доходов местных и региональных бюджетов будут формироваться отчислениями от вышестоящих бюджетов». Такая ситуация сложится в связи с тем, что резко сократится количество местных и региональных налогов. Если сейчас действуют семь региональных и пять местных налогов, то с 2005 года останется лишь два региональных и четыре местных.

По мнению сенаторов, было бы рационально передать с федерального уровня на местный подоходный налог, а акцизы на нефтепродукты трансформировать в дорожный налог и также передать на уровень регионов. Если за счет подоходного налога финансируется содержание милиции, больниц и школ, то отдавать его на федеральный уровень несправедливо, считают представители налоговой комиссии Совфеда. По мнению аудитора Панскова, доходы от этого налога должны быть полностью оставлены в распоряжении местных властей. При этом им надо дать возможность варьировать ставку: понижать ее, а в ряде случаев вводить прогрессивную шкалу.

Правда, для того чтобы реализовать планы сенаторов, потребуется более радикальным образом переписать бюджетное законодательство, к чему Минфин сегодня не готов.

Как считает, например, заведующий лабораторией бюджетного федерализма Института экономики переходного периода Илья Трунин, для предлагаемой сенаторами передачи подоходного налога в ведение местных властей необходимо будет вернуться к системе самостоятельного декларирования гражданами своих доходов. По мнению эксперта, эта система «идеально подошла бы для контроля за этим налогом на местном уровне». Сейчас же, по его словам, «подоходный налог взимается у источника выплат, то есть там, где зарегистрировано предприятие, а не где проживает налогоплательщик».

Между тем регионам, желающим добиться от Минфина уступок, надо торопиться. По сведениям из министерства, изменения в Бюджетный и Налоговый кодексы, касающиеся межбюджетных отношений, будут представлены в правительство уже к 15 марта, а до 1 апреля -- переданы в Думу.

Ирина СКЛЯРОВА