Время новостей
     N°33, 27 февраля 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  27.02.2004
Скины отечества
Столичная мода на бритые головы расползается по стране
Сегодня Мосгорсуду предстоит назначить наказание обвиняемым в организации ясеневского погрома 21 апреля 2001 года -- первой громкой акции скинхедов в столице. В суде это дело откровенно развалилось, поскольку прокуратуре не удалось представить убедительные доказательства. В итоге 19 февраля присяжные заседатели оправдали главного фигуранта этого дела - заместителя редактора ультраправого журнала «Русский хозяин» Андрея Семилетникова, сочтя его вину недоказанной. Такой же вердикт был вынесен и в отношении его сотрудницы Елены Липилиной. Что касается остальных подсудимых -- Андрея Почукаева, Валерия Русакова (он уже осужден Мосгорсудом на три года лишения свободы за участие в царицынском погроме) и Евгения Сержантова, то, по мнению присяжных, они виновны только в участии в массовых беспорядках, да и то «заслуживают снисхождения». Хотя прокурор требовал пять лет для Почукаева и Сержантова и шесть для Русакова. Однако весьма вероятно, что уже сегодня большинство из обвинявшихся в погроме окажутся на свободе и вновь попадут в движение скинхедов, о котором газете «Время новостей» рассказывает социолог Александр ТАРАСОВ.

-- Можно ли оценить численность скинхедов в России? Каковы география и структура их движения?

-- Скинхеды -- это не партия, а субкультура, явившаяся порождением как экономических, так и культурно-политических изменений в обществе, в частности фактической реабилитации ксенофобии. В массе своей это малочисленные группы (буквально по 5--10 человек), время жизни которых -- лишь несколько лет. Как и у всякой субкультуры, центры консолидации скинов -- их журналы и музыкальные группы. Слушают они выступающие в стиле «ой!» группы «Штурм», «Коловрат», «Белые бульдоги», «Радагаст», «Вандал», «Дивизион», «Крэк», Totenkopf. Что касается скиновской прессы, то это журналы «Под ноль», «Белое сопротивление», «Отвертка», «Стоп», «Я -- белый», Streetfighter.

Именно вокруг этих групп и изданий и формируется костяк движения. Старейшие группировки -- «Скинлегион» и русский филиал международной организации Blood&Honor, в которые входило примерно по 200 человек. Позже к ним прибавились и знаменитые «Объединенные бригады 88» -- альянс «Белых бульдогов» и «Лефортовского фронта». Правда, после того, как «ОБ 88» попали под пристальное внимание органов из-за царицынского погрома, эта группировка заявила о самоликвидации. В Питере существует «Русский кулак» из нескольких сотен человек, в Нижнем Новгороде действует тоже довольно крупная группировка «Север».

Всего, по моим оценкам, сегодня в России около 50 тыс. скинхедов, из которых, правда, до половины -- относительно безобидные «модники».

-- Но для нашей страны это не такая большая цифра.

-- Возможно. Но в 1992 году во всей России был всего десяток скинов, а через два года они уже стали чуть ли не массовым движением.

-- И чем был вызван этот внезапный всплеск?

-- Он не был внезапным. Тут сплелся целый ряд факторов. Среди внешних -- расстрел парламента в 1993 году, показавший, что политические проблемы можно решать силой, затем «особое положение» в Москве, преследование милицией кавказцев. Еще более сильное воздействие на рост численности скинов оказали и продолжают оказывать чеченская война и, конечно же, великодержавная проимперская риторика наших политических деятелей, играющих на чувстве униженного национального достоинства. Это успешная тактика для наращивания рейтинга, но опасная для развития страны.

У подавляющего большинства скинов ведь нет детально разработанной идеологии. Структура этого движения -- это структура субкультуры: несколько устоявшихся, крепко спаянных и хорошо идейно подкованных «ядер» -- и все более аморфная масса по мере расползания на периферию.

-- И кто-нибудь может претендовать на роль лидера?

-- Общепризнанных лидеров нет, но есть свои знаменитости. В том числе, конечно же, прославившийся избиением чернокожего морского пехотинца из охраны посольства США Уильяма Джефферсона лидер группы «Русская цель» Семен Токмаков по кличке Бус. После этого «подвига» он для многих стал образцом для подражания. Другая знаменитость -- лидер «Скинлегиона» Гуськов. Или претендующий на роль теоретика движения автор «Азбуки славянских бритоголовых» по кличке Салазар.

В общем-то претендовать мог бы любой из них, но ведь между группами скинов существуют только горизонтальные, а не вертикальные связи, они не подчинены друг другу. К тому же большинство скинов мало идеологизированы. Они стихийные расисты и ксенофобы, а дальнейшее их «идейное воспитание» часто зависит от того, какая политическая сила с ними работает.

-- И кто пытается работать?

-- Пыталось, например, РНЕ. Сейчас с ними работает Русская национальная социалистическая партия, которая взяла под свое крыло «Скинлегион». Другой столичный опекун -- «Национальный фронт» Ильи Лазаренко. В Питере ими занимается Партия свободы Юрия Беляева, на юге -- осколки РНЕ.

Довольно крепкий симбиоз образовался между «Русской целью» и Народной национальной партией (ННП) Александра Иванова-Сухаревского. Началось это сближение, когда по какой-то случайности, а возможно, и закономерности в одной камере оказались арестованный в феврале 1999 года по обвинению в разжигании национальной вражды Иванов-Сухаревский и Семен Токмаков. Оба они вскоре вышли на свободу, и Бус вступил в ННП. После этого ННП стала насаждать среди скинов свою идеологию «русизма» -- симбиоз православия, арийского язычества, российского монархизма и национал-социализма. Например, Николай II и Адольф Гитлер -- их герои, причем Гитлер превращается в мстителя за «принесенного большевиками и жидами в ритуальную жертву» Николая II. Однако ННП, как и все ультраправые партии, партия вождистского типа. И когда после взрыва 3 октября 2003 года в ее штаб-квартире получил тяжелое ранение Иванов-Сухаревский, партия впала в ступор.

-- А как вы оцениваете действия наших правоохранительных органов?

-- Время от времени кто-то из скинов попадает в тюрьму по обвинению в хулиганстве или в массовых беспорядках. Но в целом милиция довольно сочувственно относится к скинам, а избитые люди боятся жаловаться. Неудивительно, что по погромам в Царицыне и Ясеневе нашлось так мало и потерпевших, и свидетелей. Не так давно милиция и московские власти вообще заявляли, что скины -- это миф. И хотя жестокость бритоголовых заставила правоохранительные органы активизировать борьбу со скинами, корни движения пока остаются неприкосновенны. Например, вину заместителя главного редактора ультраправого журнала «Русский хозяин» Семилетникова, обвинявшегося в организации погрома в Ясеневе, тоже ведь не смогли доказать и, судя по всему, не слишком-то и старались.

-- То есть вы предрекаете этому движению хорошие перспективы в России?

-- Опасность в том, что сейчас субкультура бритоголовых стала восприниматься как столичная мода и постепенно расползается по периферии, что приводит к росту численности ее носителей. Я прогнозирую, что она скоро может достигнуть 75--80 тысяч, и хотя после этого рост прекратится, можно сказать, что это даст на следующих выборах электорат, голосующий весьма устойчиво. Причем в отличие от большинства наших избирателей, которые засыпают либералами, а просыпаются центристами, эти люди однозначно ориентированы на национализм.

Беседовал Юрий КОЛЕСОВ