Время новостей
     N°74, 25 апреля 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  25.04.2001
Не выходи замуж за железнодорожника
Число работников МПС сократят вдвое
Президиум Госсовета на своем очередном заседании, которое состоится сегодня во второй половине дня, намерен обсудить проблемы, возникающие в связи с реформой Министерства путей сообщения. Главным докладчиком будет глава МПС Николай Аксененко. Как сообщил высокопоставленный источник в Кремле, у авторов реформы и губернаторов нет принципиальных расхождений.

Согласно концепции реформы в РАО «Российские железные дороги», которое может быть создано уже в этом году, останется вся железнодорожная инфраструктура -- «рельсы», как говорят железнодорожники, и около половины подвижного состава. Большая часть вагонов и локомотивов будет передана в частные руки. Для этого будут созданы вертикально интегрированные перевозящие компании, которые, по замыслу реформаторов, возьмут на себя организацию как пассажирских, так и грузовых перевозок. При этом РАО будет на 100% государственным, без права дальнейшей продажи акций.

С этим подходом согласны практически все. Однако губернаторов беспокоит ряд моментов. В первую очередь, по словам высокопоставленного источника в Кремле, это налоги. На сегодняшний день структура МПС горизонтальная -- линии железных дорог имеют собственное юридическое лицо и, соответственно, платят налоги в тех регионах, где зарегистрированы. Губернаторы хотели бы сохранить эти деньги в своих бюджетах.

Тревожит губернаторов и грядущее сокращение количества работающих, занятых на железных дорогах и связанных с ними инфрастуктурах. По плану Николая Аксененко, общее число железнодорожников будет сокращено вдвое. Губернаторы настаивают на том, чтобы в план реформы МПС были включены затраты на переобучение и трудоустройство уволенных.

Наиболее же конфликтным является намерение теперешнего МПС после преобразования в госкомпанию отдать в частные руки весьма убыточные пригородные перевозки. Сегодня доступные населению цены на электрички удается поддерживать благодаря перекрестному финансированию внутри МПС и дотациям из региональных бюджетов. Губернаторы считают, что частные электрички невозможны в принципе, а представители МПС считают, что возможны -- если часть затрат на их эксплуатацию будет дотировать федеральный бюджет. Впрочем, до электричек дело дойдет не скоро -- их передача частникам запланирована на самый последний этап реформы, которая рассчитана на десять лет.

Владимир ШПАК