Время новостей
     N°28, 18 февраля 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  18.02.2004
Взятки и нефть несовместимы
Добывающие отрасли станут прозрачными даже в Африке
Президент Нигерии Олусегун Обасанджо назначил рабочую группу для борьбы с коррупцией в нефтегазовой отрасли. Власти намерены обнародовать ее финансовую документацию, прежде всего -- бухгалтерскую отчетность по всем покупкам и продажам. Так Нигерия присоединилась к международной антикоррупционной кампании "Инициатива прозрачности в добывающих отраслях", взяв обязательство выполнить все нормы, предписанные инициативой.

Инициативу придумал британский премьер Тони Блэр. В сентябре 2002 года на международном саммите в ЮАР Блэр призвал правительства, добывающие компании, международные и неправительственные организации к созданию системы прозрачной отчетности о доходах и платежах. Британца поддержали ООН, Всемирный банк, Международный валютный фонд и "большая восьмерка".

120-миллионная Нигерия -- крупнейший производитель нефти в Африке и один из лидеров этой отрасли в мире. Разведанные запасы углеводородного сырья Нигерии составляют без малого 3 млрд тонн. Ежедневно там добывается 2 млн баррелей нефти (до 100 млн тонн ежегодно). Доходы от нефтяного экспорта составляют до 97% валютных поступлений. Таким образом, речь идет о колоссальных суммах, которые недополучает госбюджет.

У Нигерии дурная слава одной из самых коррумпированных стран мира. Взятки и казнокрадство процветали при сменявших друг друга более 15 лет военных диктаторах. Положение не изменилось и после того, как в мае 1999 года главой государства стал бывший генерал Обасанджо. Оппозиция обвиняет его в неэффективном управлении экономикой, игнорировании нужд госбюджета и вялой борьбе с коррупцией.

В 1970 году комдив Обасанджо покончил с гражданской войной, разгромив местных сепаратистов. Теперь основные мишени 66-летнего президента -- осуществляющие нефтедобычу совместные предприятия, в которых традиционно 60% принадлежит Национальной нефтяной корпорации Нигерии, а остальное -- иностранным компаниям. В Нигерии работают американская "ШевронТексако", англо-голландская "Шелл" и французская "Тоталь".

Вслед за Францией Нигерия взялась также за расследование обвинений против американского нефтегазового гиганта "Халлибертон". В декабре прошлого года парижские следователи получили от экс-министра нефти Нигерии Дана Этете информацию, согласно которой с 1995 по 2000 год (то есть в период, когда нынешний вице-президент США Дик Чейни был председателем совета директоров и главным исполнительным директором "Халлибертона) компания выплатила нигерийским чиновникам 180 млн долл. в виде взяток за незаконное выделение доли в 6-миллиардном контракте по строительству газоконденсатного завода.

Российские нефтяники в Нигерии не работают. В ходе российско-нигерийского саммита в Москве в марте 2001 года бизнесмены, сопровождавшие президента Обасанджо, вели переговоры о развертывании в Нигерии деятельности "Газпрома" и ЛУКОЙЛа. Конкуренция с западниками оказалась российским нефтяникам не по силам. Но теперь выяснится, какими методами добивались наши конкуренты своих контрактов.

Александр САМОХОТКИН