Время новостей
     N°73, 24 апреля 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  24.04.2001
Битва верфей за Алжир
За заказ на ремонт алжирских корветов борются Минобороны, "Интеррос" и ОМЗ
До осени 2001 года на один из российских судоремонтных заводов, в соответствии с заключенным в середине 90-х годов соглашением между Россией и Алжиром, должны прийти для ремонта и полной модернизации два алжирских боевых корабля -- построенные в советское время на петербургском заводе "Алмаз" корветы проекта 1234Э. На заказ, который оценивается в 100 млн долл., могут претендовать три петербургские судоверфи.

Это сама фирма "Алмаз" (теперь входит в "Объединенные машиностроительные заводы" Кахи Бендукидзе), «Северная верфь» (контролируется "Интерросом") и государственный Кронштадтский морской завод (подчиняется Минобороны и находится в процедуре банкротства).

До последнего времени больше всего шансов получить заказ имел Кронштадтский морской завод (КМЗ). Его преимущество над конкурентами заключалось в том, что именно в Кронштадте были отремонтированы первые два корабля для Алжира. Это построенные еще в СССР корветы проектов 1159 и 1234Э, на которые было установлено новое оборудование и вооружение, в частности противокорабельные ракетные комплексы "Гранит". В ноябре 2000 года корабли, ударная мощь которых возросла в несколько раз, были отправлены в Алжир.

Но руководство КМЗ теперь не уверено в том, что оно сможет получить заказ. Вчера на специально созванной пресс-конференции начальник завода (именно так по-военному называется его должность) Николай Шокало заявил, что президента Алжира, который во время своего недавнего визита в Петербург посетил "Алмаз", уговаривали подписать контракт с этим предприятием, но он дал понять, что не склонен доверять свои военные корабли частной верфи. Руководители КМЗ говорят и о высокой лоббистской активности "Северной верфи" в пробивании заказа.

Представители "Алмаза" и "Северной верфи" вчера сообщили газете "Время новостей", что никогда официально не заявляли о том, что контракт достанется именно им.

Николай Шокало объясняет, что в свое время КМЗ пришлось отправлять корабли заказчику частично недоукомплектованными, так как часть контрагентов завода не смогла вовремя поставить на КМЗ оборудование. Поэтому Алжир рассчитался с верфью немногим более чем на 80% -- оставшиеся 18,4 млн долл. предприятие получит только после завершения всех работ и заключительного этапа ходовых испытаний у берегов Алжира.

Недополучив денег, завод не сумел рассчитаться со своими поставщиками, и пять месяцев назад на КМЗ была введена процедура наблюдения. В руководстве верфи склонны предполагать, что банкротство было возбуждено искусственно, чтобы "отодвинуть" КМЗ от ремонта второй пары кораблей для Алжира.

Между тем Шокало уверен, что кроме КМЗ, корабли для Алжира ремонтировать некому. Он мотивирует это тем, что, во-первых, после модернизации первой пары корветов на КМЗ от заказчика не поступило ни одного нарекания, во-вторых, только в Кронштадте есть сухой док, использование которого, по оценке Шокало, примерно на 30% снижает стоимость ремонта. Кроме того, начальник завода уверен: "Даже если головным предприятием по ремонту будет избран "Алмаз" или "Северная верфь", то корветы все равно придется ставить только в наши доки -- больше некуда, и мы выполним большую часть работ".

Виктор МАТВЕЕВ, Санкт-Петербург