Время новостей
     N°72, 23 апреля 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  23.04.2001
Донская Путиниана
От оды к анекдоту
В Ростове вышла первая в России толстая книга о нынешнем президенте. Пятисотстраничный труд назван лаконично -- «Владимир Путин».

Автор труда, доктор социологических наук Юрий Борцов, прославился книгой о Лужкове, написанной в то время, когда мэр Москвы считался кандидатом №1 на пост президента. Сам г-н Борцов утверждает, что книгу о Владимире Путине он начал писать еще в сентябре 1999 г.: в это время герой повествования только стал премьером, и до президентства было еще далеко.

Предисловие к «Владимиру Путину» написал лидер местного отделения «Отечества», спикер донского Законодательного собрания Александр Попов. Читатели, считает г-н Попов, «неизбежно испытают близость, даже сопричастность к судьбе человека, который сделал себя сам».

Г-н Борцов особо отмечает, что его труд написан «без той канонической величавости», которая может появиться в будущих жизнеописаниях президента. В книге немало житейских ситуаций. Взять хотя бы эпизод, когда во время службы в ГДР Владимир Путин еженедельно покупал 3,5 литра пива, из-за чего очень скоро поправился на три размера. Рассказывается в книге и о Людмиле Путиной. Поэтому автор намерен подарить президентской семье сразу два экземпляра: один мужу, другой жене.

Книга Юрия Борцова возобновляет традицию создания житийных сочинений о высоком начальстве. Хвалебные оды царям в России всегда были нормальной практикой, а вы XIX в. стали издавать книги, выходившие, как правило, к круглой годовщине царствования, где скрупулезно перечислялись монаршие добродетели.

Однако все опыты восхваления монархов меркнут перед славословием в адрес советских вождей. Еще при жизни Ленина стали выходить сборники, посвященные годовщине октябрьского переворота (так до начала 30-х гг. назывались события в Петрограде). В них были собраны восторженные воспоминания рабочих и солдат, подправленные перьями партийных публицистов. А питерские большевики во главе с Григорием Зиновьевым издали стенографические записи речей лидера РКП(б) без правки. Ленин, увидев подарок, видимо, пришел в ужас и написал: «Прошу больше не издавать не редактированных стенографических записей. Либо я быстро и непонятно говорю, либо путают стенографистки, но получается какая-то абракадабра». С тех пор тексты всевозможных сборников и собраний сочинений проходили тщательную редактуру.

Неоднозначную реакцию среди советских руководителей и военачальников вызвала вышедшая в 1929 г., к 50-летию Сталина, книга наркома по военным и морским делам Климента Ворошилова «Сталин и Красная Армия». И если в журнальных и газетных отзывах военные отделывались двусмысленными фразами («книга открывает новые, ранее неизведанные грани полководческого дарования т. Сталина»), то в личных разговорах они нередко отзывались о труде Ворошилова нецензурно. Для большинства критиков все закончилось арестом.

Ну а тома о Никите Хрущеве и особенно о Леониде Брежневе, обильно издававшиеся, когда они находились у власти, служили отличным материалом для анекдотов.

Игорь БУРАКОВ, Ростов-на-Дону, Павел АПТЕКАРЬ