Время новостей
     N°24, 12 февраля 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  12.02.2004
Североевропейское столпотворение
Трубу по дну Балтийского моря «Газпром» хочет строить «всем миром»
«Газпром» наконец провозгласил срок принятия инвестиционного решения по одному из самых неоднозначных и при этом грандиозных проектов -- Северо-Европейскому газопроводу. По итогам большого совещания, которое председатель правления концерна провел по этому поводу, было обещано определиться и оповестить об этом общественность в четвертом квартале 2004 года. До этого времени должны быть определены все участники проекта, заключены долгосрочные контракты с потребителями и достигнуты договоренности с потенциальными кредиторами.

По информации газеты «Время новостей», для строительства подводного участка длиной около 1200 км «Газпром» рассчитывает сформировать «разношерстный» консорциум из нефтегазовых корпораций, банков, крупных потребителей и даже правительств. Правда, пока никто из потенциальных участников не решился включиться в довольно сомнительный с финансовой точки зрения проект. А вероятность заключения долгосрочных контрактов на 20 млрд кубометров газа уже к 2009 году (вывод СЕГ на проектную мощность предварительно намечен на этот срок) и вовсе близка к нулю.

Чтобы поставить амбициозные задачи, г-н Миллер собрал у себя практически всех заместителей: производственника Александра Ананенкова, экспортера Юрия Комарова и финансиста Бориса Юрлова. Им поручено в трехмесячный срок завершить переговоры с потенциальными участниками проекта и сделать конкретные предложения по их составу. Как пояснил газете «Время новостей» источник в компании, российский участок Грязовец--Выборг стоимостью 1,1 млрд долл. «Газпром» планирует построить собственными силами и средствами. А для прокладки трубы по дну Балтийского моря до немецкого Грайфсвальда потребуется участие в рамках обширного консорциума, в который должны войти как крупнейшие покупатели газа, так и потенциальные подрядчики строительства, банки, намеренные кредитовать проект, и даже правительства государств. Строительство морского участка длиной около 1200 км концерн оценивает очень скромно -- всего лишь в 2,5 млрд долл. Для сравнения: 395 км «Голубого потока» по дну Черного моря с аналогичной пропускной способностью обошлись «Газпрому» и итальянской ENI в 2,3 млрд долл. Таким образом, при строительстве СЕГ концерн планирует снизить капитальные затраты почти в три раза.

Представитель монополии объясняет разницу затрат на строительство по дну Черного и Балтийского морей различными геологическими условиями. «Голубой поток» пришлось прокладывать на приличной глубине, с североевропейской трубой такого не будет -- там сплошь мелководье, -- сказал собеседник газеты. -- Кроме того, здесь нет такой агрессивной серно-водородной среды». В то же время топ-менеджеры «Газпрома» не раз говорили, что сейчас стоимость строительства 1 км газопровода по суше доходит до 2 млн долл., а в расчетах по СЕГ столько же стоит труба по дну моря, которое к тому же является замерзающим. Получается, что за три месяца топ-менеджеры концерна должны не только привлечь заинтересованные стороны в проект, но и добиться от них инвестиционных обязательств в необходимом объеме, а главное -- заключения долгосрочных контрактов с потребителями. Поиском источников финансирования займется тандем Dresdner Kleinwort Wasserstein и ABN Amro, которые стали финконсультантами проекта.

Что касается договоров с потребителями, то в «Газпроме» испытывают слабо обоснованный оптимизм. «Маркетинг проекта -- в хорошей форме! Европейским странам нужно больше газа, и «Газпром» может обеспечить возрастающий спрос», -- заявил г-н Миллер. Однако его основной потребитель -- Германия -- ведет себя более чем сдержанно. Их прогноз роста спроса до конца десятилетия полностью покрывается действующими контрактами (включая требующие пролонгации) с «Газпромом». Это, в частности, подтвердил в интервью газете «Время новостей» главный экспортер монополии -- Юрий Комаров. И уже сейчас подписаться на новые объемы немецкие покупатели так просто не готовы. Тем более что всем очевидно -- менеджмент российского концерна торопится с проведением проекта в жизнь. А это всегда слабая переговорная позиция, которую европейские партнеры будут нещадно использовать.

Алексей ГРИВАЧ