Время новостей
     N°72, 23 апреля 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  23.04.2001
Самые добрые намерения
Правительству и ЦБ остается их придерживаться
Михаил Касьянов и Виктор Геращенко поставили подписи под совместным заявлением правительства и ЦБ об экономической политике в 2001 году. Скорее всего сегодня документ будет опубликован в Интернете, но газета «Время новостей» уже имеет возможность познакомить читателей с его основными положениями. Власти признают стратегической задачей своей политики «обеспечение значительного повышения доходов на душу населения, снижение уровня бедности и сокращение дифференциации доходов населения». Укрепление макроэкономической стабильности и улучшение инвестиционного климата будут служить решению именно этой задачи. Целью экономической политики в текущем году провозглашены достижение 4-процентного роста ВВП, снижение инфляции до 14% по отношению к декабрю 2000 г. и увеличение в течение года чистых международных резервов России на 9 млрд долл.

С формальной точки зрения, заявление -- основа для соглашения о сотрудничестве с МВФ, и именно с этой целью оно готовилось и на этот раз. Но, поскольку в этом году Россия не планирует брать кредиты у Фонда (речь на переговорах шла лишь о так называемом «кредите предосторожности», когда деньги выделяются в случае финансового кризиса), в конце марта правительство объявило, что не нуждается в одобрении своей экономической программы Советом директоров Фонда. При этом текст заявления к этому моменту был практически согласован с персоналом МВФ -- московским представительством и российской миссией. В сегодняшней конфигурации отношений с Фондом публикация заявления является лишь проявлением прозрачности экономической политики. Что, безусловно, немало -- тем более что ее содержание в значительной мере действительно заслуживает одобрения.

История утверждения заявления наглядно свидетельствует о его содержании. Документ был одобрен 6 апреля советом директоров ЦБ, а спустя неделю -- правительством. Однако до его подписания гг. Касьяновым и Геращенко прошла еще неделя. Первым по протоколу его должен был подписать председатель ЦБ. По словам источников газеты «Время новостей» в Белом доме, все это время г-н Геращенко ссылался на занятость и подписал заявление лишь после появления на документе автографа Михаила Касьянова.

Правительственная часть заявления насколько разумна, настолько и обычна: кабинет министров всегда обещал сокращать расходы, реформировать налоговую, пенсионную и жилищно-коммунальную системы, бороться с отмыванием нелегальных доходов, реструктурировать естественные монополии, избавляться от неплатежей и зачетов и т.д. Что же касается взаимоотношений правительства с Центробанком и собственно действий ЦБ, то здесь властям, пожалуй, впервые пришлось взять на себя серьезные обязанности по увеличению прозрачности своей политики. Правда, эти обещания -- на всякий случай -- замаскированы разными условностями.

Так, ЦБ обещает сдерживать рост денежной массы путем стерилизации за счет рыночных инструментов -- но напоминает, что его возможности ограничены. Правительство, со своей стороны, обещает урегулировать свои финансовые отношения с ведомством г-на Геращенко и «в целях адекватной капитализации» Центробанка «при необходимости» переоформить «достаточную часть своего долга» ЦБ в инструменты с рыночной процентной ставкой, обслуживание которых будет предусмотрено уже в бюджете 2002 года. Если учесть, что практически все кредиты, выданные ЦБ правительству за годы реформ, предоставлялись под смехотворные проценты и постоянно переоформлялись в новые обязательства, это обещание звучит просто-таки революционно. Но кто сможет убедить гг. Касьянова и Геращенко в том, что в какой-то момент капитализация Центробанка станет «неадекватна» (а по мнению экспертов МВФ, этот момент давно наступил), переоформление долга «необходимо», а затем -- что переоформленная его часть «недостаточна»?..

Значительная часть заявления посвящена банковской реформе. Здесь главными целями названы содействие рекапитализации банков и их слиянию. До конца сентября правительство и ЦБ намерены принять стратегию развития банковского сектора на основе уже принятой Центробанком концепции. До конца декабря власти планируют определить те меры, которые нужно будет принять для перехода с 1 января 2004 г. всей банковской системы на Международные стандарты финансовой отчетности. Кроме того, ЦБ намерен провести обзор деятельности банков с участием иностранного капитала и разработать меры, которые способствовали бы расширению их бизнеса в России, в том числе и по свободной репатриации прибыли. В документе четко объявлено, что власти «не будут вводить ограничений для участия иностранного капитала в банковском секторе». Кроме того, ЦБ планирует летом завершить анализ стратегии развития Сбербанка с участием иностранных консультантов, до сентября разработать план развития создаваемого на базе Внешэкономбанка нового банка и до конца ноября подготовить отчет о стратегическом обзоре Внешторгбанка.

Несмотря на все положительные качества программы и широкие перспективы ее PR на международном уровне, власти, кажется, могут попасть в глупую ситуацию. Чиновники разного ранга все чаще повторяют, что заявление об экономической политике «поддержано» или «одобрено» МВФ. Хотя представители Фонда на переговорах в Москве подчеркивали: «Одобрение МВФ -- это утверждение программы Советом директоров, от которого вы отказываетесь». К тому же последние несогласованные в ходе переговоров моменты так и остались несогласованными. Так что единственное значение публикации совместного заявления правительства и ЦБ состоит в том, что у российских властей есть своя программа экономической политики, которая, возможно, была бы одобрена МВФ.

Андрей ДЕНИСОВ