Время новостей
     N°24, 12 февраля 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  12.02.2004
Корейский пат
Настоящий торг Вашингтона с Пхеньяном начнется лишь после выборов в США
Согласие Северной Кореи на проведение 25 февраля в Пекине второго раунда шестисторонних переговоров с участием США, КНР, Японии, России и Южной Кореи -- вроде бы добрый знак, свидетельствующий о готовности всех сторон продолжать искать компромисс. Однако замглавы российского МИДа Александр Лосюков, курирующий в дипломатическом ведомстве соответствующую проблематику, не поддержал оптимистических ожиданий, заявив, что на прорыв рассчитывать трудно. В затяжной «шахматной партии» Ким Чен Ира и Джорджа Буша возникла патовая ситуация.

Пхеньян обозначил максимально возможный «размен фигур»: он готов не только заморозить, но и свернуть ядерную программу в обмен на встречное движение со стороны Вашингтона. В доказательство готовности к уступкам КНДР развернула «мирное наступление» в сторону Японии, подкрепив его неожиданными серьезными подвижками в решении проблемы похищенных северокорейскими спецслужбами японцев. Последний раунд межправительственных переговоров Севера и Юга в Сеуле показал, что Пхеньян активно ищет содействия Южной Кореи в продвижении предложенной формулы урегулирования.

Американское отношение к инициативам КНДР пока не ясно. Неофициальная поездка в Пхеньян делегации ученых-атомщиков из США не дала ответа на главный вопрос: может ли Северная Корея сделать бомбу? Пока не ясно даже, есть ли у нее для этого достаточное количество плутония. Штаты пока не знают, за какой товар Пхеньян предлагает им заплатить цену в виде нормализации отношений и экономической помощи.

Не исключено, что сегодня ядерные разработки Пхеньяна не так уж волнуют Америку. Растущая изоляция КНДР и пристальное внимание к ее действиям означают, что она отрезана от ключевых материалов и технологий. Разоблачение сотрудничавших с Северной Кореей пакистанских атомщиков перекрыло еще один канал доступа КНДР к ядерным секретам. Даже если у Пхеньяна была программа обогащения урана, развития она не получит. Гипотетическая способность северокорейцев добавить несколько плутониевых боеприпасов к своему арсеналу не будет пугать Вашингтон до тех пор, пока будут сохраняться гарантии того, что это оружие не попадет в руки реальных врагов США. Прочие северокорейские угрозы американцы, в силу своего природного практицизма, после полутора лет перманентного кризиса уже перестали воспринимать всерьез.

Наверное, дело не столько в атомной бомбе Ким Чен Ира, сколько в нем самом. Американские неоконсерваторы не хотят мириться с пхеньянским режимом. Однако при таком раскладе КНДР вряд ли откажется от заявленного статуса ядерной державы. «Пакетное урегулирование» путем взаимных уступок США и КНДР выглядит логичным, но пока недостижимым. На фоне предвыборной кампании в США у Джорджа Буша нет причин идти на уступки Пхеньяну, обострять ситуацию ему также не с руки. Если Буш останется на второй срок, он сможет начать настоящий торг с северокорейцами с предельно жестких позиций, угрожая выходом США из переговорного процесса, запуском механизма санкций и эскалацией давления на Пхеньян. А до выборов Белый Дом может согласиться на предложение Пхеньяна заморозить свою атомную программу, получив временную гарантию, что КНДР не будет наращивать ядерный потенциал. Так что возможное согласие США на предложения КНДР не стоит истолковывать как уступчивость.

В Китае надеются, что шестисторонние переговоры по Корее станут зачатком становления беспрецедентной региональной структуры, призванной решать и политические, и экономические проблемы Северо-Восточной Азии -- в качестве примера там указывают на эволюцию «шанхайской пятерки» в Шанхайскую организацию сотрудничества. Для всех, и в особенности для Пекина, нежелателен прецедент использования Штатами формирующегося регионального механизма для навязывания односторонних решений. В Москве тоже понимают, что речь идет не столько о северокорейской бомбе, сколько о геополитической картине регионального будущего. В этой ситуации Россия не может быть безучастным наблюдателем или посредником между Пхеньяном и Вашингтоном, она тем более не может занимать позицию поддержки одной из сторон. Урегулирование кризиса путем реального компромисса с учетом законных потребностей всех заинтересованных сторон -- это не уступка «ядерному шантажу», а решение, отвечающее нашим собственным национальным интересам.

Профессор Георгий БУЛЫЧЕВ, Центр изучения современной Кореи при ИМЭМО РАН