Время новостей
     N°18, 04 февраля 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  04.02.2004
Дело "окольцованных"
Генпрокуратура отправила в суд первую партию строителей МКАД
Первое уголовное дело о масштабных хищениях при строительстве МКАД, в отношении главы фирмы СУ-802 Олега Хоменко, как стало известно газете «Время новостей», на днях утвердила и передала в суд города Реутова Генпрокуратура. Вместе с ним на скамье подсудимых окажутся прораб СУ-802 Сергей Попович и зять Хоменко Михаил Карасев. По версии следственного комитета (СК) при МВД, которое ведет «дорожное расследование», подозреваемые похитили и перевели за границу сотни тысяч долларов, выделенных на строительство МКАД.

На этом деле, впрочем, следователи останавливаться не собираются. Недавно были предъявлены обвинения руководителям другой фирмы, возводившей МКАД, -- ЗАО «АДС», и среди фигурантов этого дела, пока, правда, в качестве свидетелей, фигурируют и еще более крупные персоны. Не исключено, что уже в ближайшее время по «делу МКАД» будут предъявлены новые обвинения.

По данным следователей, цепочка поступления денег для МКАД была довольно длинной. Работы по возведению кольца вели сотни фирм-субподрядчиков, которые передавали все платежки за выполненный труд трем основным подрядчикам строительства -- ОАО «Центрдорстрой», АО «СУ-802» и ЗАО «АДС». Они отправляли бумаги генподрядчику -- «Корпорации «Трансстрой», а та -- генеральному заказчику возведения МКАД, ООО «Организатор». Эта структура получала по платежкам деньги от правительства Москвы и других инвесторов проекта, после чего они по цепочке шли субподрядчикам. При этом каждая организация, участвовавшая в этой схеме, забирала себе определенный процент от проходящих сумм.

Когда в 1999-м ГУБЭП и СК МВД начали проверку по всей эпопее со строительством МКАД, СУ-802 (его основной офис находится в Реутове) первым привлекло внимание оперативников. В СК выяснили, что глава этой структуры почти сразу после поступления бюджетных денег создал на ворованные или липовые паспорта пять фирм-однодневок -- «Дормехстрой», СМУ-57, ПМК-16, «Монтажэнерго», «Автолада», которые были представлены в документах как субподрядчики по возведению трассы. С ними заключались откровенно липовые договора, вариантов которых было много. Эти фирмы могли представлять СУ-802 платежки за вообще невыполненные работы, могли стоимость работ многократно завышать. Так, в некоторых случаях, по данным СК, траншеи реально рыли нанятые по случаю рабочие из стран СНГ, а в документах значилось, что использовались дорогие экскаваторы. Кроме того, в дорогу могли засыпаться самые дешевые материалы, а не первосортные, как значилось в документах и т.д. Всего в эти пять фирм, по данным СК, поступило таким образом 103 млрд руб., большая часть из которых была расхищена. В частности, было установлено, что эти деньги перечислялись на счета зарубежных фирм Lada International и Brookgrove, а 700 тыс. «кольцевых» долларов поступили на личный счет г-на Хоменко в Женеве.

Позже, как считают следователи, глава СУ-802 привлек на стройку ближайших родственников и друзей. Так, его зять Михаил Карасев возглавил социально-бытовой центр (СБЦ) «Реутово». Эта структура стала субподрядчиком возведения кольца и для работ привлекала десятки фирм-однодневок. Порой доходило до того, что СБЦ вначале отправляло в вышестоящие инстанции платежки о том, что оно расплатилось с некой фирмой за выполненные работы, а только потом, задним числом, начинало регистрировать эту фирму на украденный паспорт. «Реутово» также поставляло стройматериалы для МКАД, многократно завышая их цену. Всего СБЦ получил благодаря МКАД 250 млрд руб., значительная часть которых, по данным СК, досталась сомнительным однодневкам.

Прораб СУ-802 Сергей Попович, как считают в СК, возглавлял другую субподрядную организацию при строительстве МКАД -- ООО «Фобос». Схема ее работы не отличалась от СБЦ «Реутово». Все работы осуществляли десятки фирм, на поверку оказавшиеся однодневками. «Фобосу» так поступило 100 млрд рублей.

Как считают в ГУБЭП, в результате МКАД получилась не лучшего качества, а в некоторых местах полотно дороги оказалось уже предусмотренного проектом размера на 10--20 см. Расследование дела в отношении г-д Хоменко, Поповича и Карасева было закончено прошлой осенью, и на днях они закончили знакомиться с материалами следствия. Все трое на данный момент остаются под подпиской о невыезде.

Александр ШВАРЕВ