Время новостей
     N°17, 03 февраля 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  03.02.2004
Тучи над верфями
Сергей Миронов добивается отставки гендиректора «Адмиралтейских верфей»
Конфликт из-за кресла руководителя одного из крупнейших судостроительных оборонных заводов России -- питерского федерального госпредприятия «Адмиралтейские верфи» -- разгорелся между председателем Совета Федерации Сергеем Мироновым и администрацией Петербурга. Спикер обвиняет гендиректора верфи Владимира Александрова в финансовых нарушениях и добивается его отставки. При этом вмешательство г-на Миронова выглядит более чем двусмысленно на фоне того, что «Адмиралтейские верфи» готовятся к акционированию, а интерес к управлению предприятием проявляют крупные финансово-промышленные группы.

Еще в конце 2003 года г-н Миронов написал письмо главе правительства Михаилу Касьянову, в котором просил освободить директора «Адмиралтейских верфей» от занимаемой должности, так как «в результате неправомерных действий со стороны Александрова В.Л. федеральным бюджетом недополучена значительная сумма бюджетных средств». После этого сразу несколько высокопоставленных чиновников Смольного заявили, что городское правительство и губернатор в обиду г-на Александрова не дадут, а председатель городского комитета экономики Владимир Бланк сообщил, что, по его информации, г-н Миронов уже отозвал свое письмо, так как его-де «ввели в заблуждение». Однако на днях сам спикер в беседе с журналистами опроверг эту информацию, заверив, что его «письмо не отозвано».

«Адмиралтейские верфи» специализируются на подводном кораблестроении. Из доков завода за всю его историю вышли 298 подводных лодок, из которых 41 атомная. Помимо этого, верфь строит нефтеналивные суда, в частности, за последние годы здесь были спущены на воду несколько танкеров для ЛУКОЙЛа. Сейчас предприятие выполняет крупнейший военный экспортный корабельный заказ в России -- здесь строятся пять дизельных подводных лодок для военно-морских сил Китая. Официально общая сумма контракта держится в тайне, но, по неофициальным данным, она близка к 1,5 млрд долл. Первая субмарина была заложена в 2002 году, а уже в 2003 году заводом заинтересовались контролирующие органы. В частности, верфь проверила Счетная палата, которая обнаружила невозврат в федеральный бюджет части выручки от продажи за рубеж вооружений и военной техники.

Именно на выводы ведомства Сергея Степашина и опирается Сергей Миронов. «Особую тревогу вызывает бездействие руководства предприятия, -- говорится в его обращении к премьеру. -- В результате действия должностных лиц ФГУП была недополучена часть выручки от экспорта на общую сумму 7,4 млн долл. В отношении генерального директора было возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ст. 201 УК РФ (злоупотребление полномочиями)».

Официальных комментариев представители верфей по этому поводу не дают, однако в кулуарных беседах судостроители говорят, что претензии чиновников к г-ну Александрову беспредметны. Тем не менее собеседники в питерском ВПК отмечают, что, должно быть, многим хочется поучаствовать в распределении средств, поступающих на завод за выполнение 1,5-миллиардного заказа. Скандал вокруг руководства судозавода может иметь далеко идущие последствия в свете ожидаемого акционирования госпредприятия. Напомним, что месяц назад г-н Александров говорил, что вопрос об акционировании, возможно, будет рассматриваться уже в этом году. Не секрет, что питерским судостроением активно интересуется Межпромбанк. Именно он в конце 2002 года выступил в роли спасителя от банкротства и национализации питерской Северной верфи, строящей эсминцы для Китая. Государство через суд требовало от верфи более 600 млн долл., однако после того, как фактический контроль над верфью перешел к Межпромбанку, угроза разорения чудесным образом миновала сама собой.

Идея объединения нынешних питерских судозаводов в суперверфь обсуждается уже 10 лет, однако пока дальше разговоров дело не пошло. Не исключено, что Межпромбанк, уже получивший Северную верфь, хотел бы претворить этот замысел в жизнь. Однако на контроль над питерским судостроительным комплексом претендует и холдинг «ИСТ», владеющий Балтийским заводом -- третьей крупной верфью Петербурга. Собеседники в кругах питерского ВПК считают, что борьба за «Адмиралтейские верфи» может развернуться именно между «ИСТом» и Межпромбанком. Их представители ситуацию не комментируют.

Виктор МАТВЕЕВ, Санкт-Петербург