Время новостей
     N°12, 27 января 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  27.01.2004
Страхование будущего бизнеса
«Автогражданка» сейчас никому не выгодна
Обязательная «автогражданка», вопреки общим представлениям о «грабительских» тарифах и «бессовестных» страховщиках, на деле пока оказывается не таким уж прибыльным делом. Чем больше россиян страхуют свою автогражданскую ответственность, тем больше у страховой компании шансов заплатить в итоге больше, чем получить. Эксперты Центра экономического анализа (ЦЭА) Интерфакса подсчитали, что за полгода действия закона об ОСАГО убыточность этого вида страхования в три раза превысила трехмесячный показатель. Максимального уровня, по мнению специалистов, она может достичь через два-три года после введения закона об "автогражданке". Сами страховщики пока не констатируют итоговую убыточность ОСАГО, призывая подождать несколько лет.

По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), 148 входящих в него компаний за второе полугодие 2003-го заключили 12,9 млн договоров ОСАГО на общую сумму 24,8 млрд руб. Средняя стоимость полиса составила 1922 руб. Выплаты за этот же период составили около 1,2 млрд руб., причем их объем в четвертом квартале увеличился по сравнению с третьим более чем в пять раз, и эта тенденция нарастает.

Почти из 8 млн договоров, заключенных страховщиками за последние три месяца прошлого года, значительная часть была оформлена в последние две недели декабря. Поэтому, считают в РСА, не совсем корректно сравнивать текущие данные по объему собранной премии и сумме выплат по страховым случаям.

Простой показатель убыточности, рассчитанный аналитиками ЦЭА как отношение собранных премий к выплатам, увеличился с 2--3% за три первых месяца обязательной «автогражданки» до 6--9% на начало 2004 года. В странах Восточной Европы, например, спустя два-три года с начала действия закона убыточность достигала 100% и более.

То, что показатель убыточности этого вида страхования будет только расти, вполне соответствует самой природе ОСАГО: эксперты ЦЭА подчеркивают, что на него влияет процент охвата застрахованных автовладельцев к общему числу автомобилистов. На сегодня эта цифра составляет чуть более 50%, если верить оценкам РСА, по данным которого, реально используемых автомобилей в России сегодня 24--25 млн. По подсчетам же «Росгосстраха», она не превышает 21 млн.

Впрочем, страховщики не отказываются заниматься убыточным в первое время обязательным страхованием автогражданской ответственности. Эксперты полагают, что, отказавшись от ОСАГО, компании рискуют проиграть конкурентную борьбу и потерять будущих клиентов по полисам "каско" и добровольной «автогражданке». Впрочем, по словам руководителя проекта ОСАГО группы «Альфа-Страхование» Дениса Макарова, пока рано говорить о том, что обязательная «автогражданка» убыточна. «Хотя я не исключаю, что уже в июле этого года выплаты по ОСАГО составят 70% собранной премии», -- говорит страховщик.

Штрафы за отсутствие полиса ОСАГО пока активно не применяются, заявили вчера руководители ГИБДД. «На сегодня из общей массы составленных с начала января протоколов об административных правонарушениях за отсутствие полиса оформлено лишь 4%», -- сообщил в интервью радиостанции «ЭХО МОСКВЫ» начальник отдела административной практики и дознания главного управления ГИБДД Владимир Кузин. В Москве полисами ОСАГО обзавелись уже около 80% автовладельцев, сказал он, ссылаясь на данные страховых компаний. Г-н Кузин опроверг существование «плановых показателей» по числу выявленных правонарушений.

Алексей РОЖКОВ