Время новостей
     N°3, 14 января 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  14.01.2004
Императрица возвращается к мужу и сыну
Останки Марии Федоровны будут перезахоронены в Санкт-Петербурге
Россия и Дания определили дату перезахоронения праха матери последнего российского императора Николая II императрицы Марии Федоровны, на протяжении последних 75 лет покоившегося в Копенгагене. Как сообщил вчера посол Дании в России Ларс Виссинг, останки Марии Федоровны, урожденной принцессы Датской Дагмары, будут захоронены 26 сентября 2004 года в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга, где покоятся ее муж император Александр III и сын Николай вместе с другими членами коронованной семьи. «Мы сделаем все возможное, чтобы исполнить желание российской стороны о переносе останков императрицы из Копенгагена в Россию и перезахоронении 26 сентября -- в день, когда Мария Федоровна впервые приехала в Россию в 1866 году», -- подчеркнул г-н Виссинг. По его словам, это «символический исторический акт». «Многовековые связи России и Дании в XIX столетии были скреплены династическими узами после венчания принцессы Дагмары и будущего русского царя Александра III», -- заявил он.

С просьбой о переносе праха императрицы российская сторона обратилась к датчанам еще два с половиной года назад. Первыми это сделали потомки семьи Романовых, в частности князь Дмитрий Романов, троюродный племянник Николая III. По его словам, тем самым он пытался исполнить волю императрицы, незадолго до своей смерти заявившей о желании быть похороненной рядом с любимым мужем. Потом президент России Владимир Путин лично отправил письмо датской королеве Маргрете II. Ее согласие было получено полтора года назад. В ответном письме г-ну Путину королева Маргрете написала, что не будет противиться желанию членов семьи Романовых. Однако поставила ряд условий: прах супруги Александра III не должен подвергаться генетической экспертизе, а останки доставят в Россию в закрытом гробу, крышка с которого сниматься не будет. После дальнейших переговоров, которые велись по линии министерств иностранных дел, было решено приурочить перезахоронение императрицы к 300-летию Санкт-Петербурга.

Однако буквально в последний момент переговорному процессу помешал Ахмед Закаев. Дания наотрез отказалась выдавать России чеченского эмиссара и выступила с резкой критикой политики нашей страны на Северном Кавказе, после чего отношения между государствами резко обострились. Лишь через несколько месяцев, когда страсти немного поутихли, дипломаты смогли переключиться с политической тематики на историческую. А в результате процесс передачи останков затянулся еще на год. И лишь теперь стороны окончательно согласовали все нюансы.

Напомним, что принцесса Датская Луиза София Фредерика Дагмара, дочь короля Кристиана IX и королевы Луизы, по праву признанная одной из красивейших женщин своего времени, изначально была помолвлена с великим князем Николаем Александровичем, наследником престола и старшим братом Александра III. Однако после преждевременной смерти Николая Дагмара вышла замуж за Александра, крестилась и была названа Марией Федоровной. Она родила императору шестерых детей, в том числе и последнего российского царя Николая II. После прихода к власти большевиков Дагмара долго противилась отъезду из России, в которой прожила 52 года. Однако ее племянник, английский король Георг I, прислал за ней в Крым военный корабль «Мальборо», на котором 11 апреля 1919 года 72-летняя императрица отправилась в Данию, где умерла 30 сентября 1928 года, пережив четырех сыновей и пятерых внуков. Похоронена она в усыпальнице датских королей -- Роскилльском соборе.

Несмотря на датские корни, Дагмара, по словам самой королевы Маргрете, была глубоко русской женщиной. «Принцесса Дагмара приехала в Россию принцессой Датской, а уехала оттуда русской императрицей и являлась глубоко русским человеком, преданно любящим Россию и русский народ», -- писала последняя. В этом с датской правительницей полностью согласен ближайший русский родственник императрицы Дмитрий Романов. «Мария Федоровна много сделала для Дании, но еще больше -- для России», -- сказал он. По его мнению, возвращение останков матери Николая II в Россию -- «это замечательный постскриптум к трагической главе русской истории».

Анна ШПАК