Время новостей
     N°67, 16 апреля 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  16.04.2001
Договор о добрых намерениях
Boeing изучит возможности России
Филип Кондит, председатель совета директоров и главный исполнительный директор компании Boeing, в конце прошлой недели посетил Москву, чтобы торжественно декларировать намерение своей корпорации сотрудничать с Россией. Утром в пятницу он подписал с генеральным директором Российского авиационно-космического агентства Юрием Коптевым долгосрочное соглашение о сотрудничестве между Boeing и Росавиакосмосом. Несколько часов спустя Кондит обсудил достигнутые договоренности с вице-премьером российского правительства Ильей Клебановым. Отечественные чиновники и американский бизнесмен одинаково высоко оценили перспективы будущей совместной работы, стараясь не задерживать внимание журналистов на том факте, что предмет сотрудничества, его цели и условия очерчены в соглашении весьма нечетко.

По сути, стороны лишь продекларировали намерение искать точки совпадения интересов в широком поле авиационно-космической проблематики. Среди наиболее перспективных точек фигурирует совместная разработка, а затем, возможно, и производство в России нового регионального (то есть среднего по дальности и грузоподъемности) самолета. На вопрос журналистов о финансовых параметрах проекта Юрий Коптев отвечал, что все это «коммерческая тайна». Филип Кондит уточнил, что никакой тайны нет, так партнеры сами хотели бы знать, нужен ли России новый самолет, и если да, то какими характеристиками его следует снабдить для достижения коммерческой отдачи. Совместно исследовать эти вопросы партнеры и договорились. Заметив некоторое разочарование прессы, г-н Кондит добавил, что он лично предчувствует большой спрос на новую машину.

Илья Клебанов изложил перспективы совместной разработки несколько противоречиво. После встречи с Кондитом он сообщил, что силами российского авиапрома и Boeing за пять лет может быть создан региональный самолет на 50--100 мест. Это воздушное судно будет аналогом разрабатываемого в России Ту-324, серийное производство которого может начаться через два года. Вице-премьер не пояснил, зачем нашим авиастроителям американская помощь, раз в одиночку они способны получить аналогичный продукт гораздо быстрее.

Впрочем, нельзя сказать, что дружба Росавиакосмоса и Boeing базируется исключительно на декларациях о будущих намерениях. Агентство и корпорация совместно реализуют несколько десятков исследовательских и коммерческих программ, в том числе такие масштабные, как «Морской старт» (запуск спутников с плавучего космодрома) и Международная космическая станция. Вице-президент Boeing по сотрудничеству с Россией Сергей Кравченко заявил, что за последние восемь лет корпорация вложила в российские программы миллиард долларов.

В ознаменование прошлых успехов Юрий Коптев наградил г-на Кондита медалью им. Циолковского (внутриотраслевой знак отличия Росавиакосмоса). Кондит отдарился стеклянным сувениром в виде шара на верхушке пирамиды, символизирующим, как он сказал, «глобальный характер сотрудничества». Юрий Коптев немедленно разъял неустойчивую конструкцию на составные части и, манипулируя ими в воздухе, объяснил американцу, что «сотрудничество должно быть не только глобальным, но и осторожным».

Михаил КУКУШКИН