Время новостей
     N°66, 13 апреля 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  13.04.2001
План по захвату нефтедолларов
Правительство намерено получить прибыль от нефтяной отрасли
Затихшая было борьба правительства с нефтяными компаниями за реформу налогообложения самой прибыльной отрасли экономики России разгорится сегодня с новой силой. На внеочередном заседании правительства Минфин предложит одобрить увеличение экспортных пошлин и акцизов на нефть и нефтепродукты, налога на прибыль, введение нового налога на добычу полезных ископаемых и, наконец, установление нормативных рыночных цен, на основании которых будут рассчитываться все налоги независимо от того, насколько значительным было отклонение цены сделки от рыночной цены. Этот комплексный подход к налогообложению нефтяной отрасли преподносится Минфином под соусом «снижения налоговой нагрузки отрасли с 41,3% до 37,8%».

Основной докладчик на заседании правительства -- первый замминистра финансов Сергей Шаталов, тезисы выступления которого стали известны газете «Время новостей». Г-на Шаталова, как, впрочем, и Минфин в целом, трудно назвать любимцами нефтяников. С невероятным трудом компании сумели отбить в конце прошлого года атаку Минфина на свои сверхдоходы, коллективно спев жалобную песню о необходимости инвестиций в развитие производства.

Свое завтрашнее выступление Шаталов начнет с рассказа о том, что министерства и ведомства «с учетом предложений и замечаний» доработали проекты налоговой реформы нефтяной отрасли, обсуждавшейся правительством еще в ноябре. Тем не менее план операции по захвату нефтедолларов почти не изменился.

«Для дополнительной мобилизации налогов и платежей в федеральный бюджет» Минфин предложил увеличить ставки экспортной пошлины на нефть по проекту Минэнерго. Сейчас экспортная пошлина устанавливается в зависимости от мировых цен на нефть, которые в последнее время стали падать. Новая шкала пошлин позволит правительству и при низких ценах на нефть получать высокие доходы. Еще один резерв -- акцизы на нефть. Этот особый сбор, взимаемый в рублях с каждой добытой тонны, в свое время был успешно оспорен в судах компаниями, так что размер акцизов не менялся уже несколько лет. Шаталов предложил его «индексировать».

Минфиновская придумка -- налог на добычу полезных ископаемых -- будет также взиматься в рублях с тонны нефти, то есть независимо от того, высокие цены на нефть или низкие. В перспективе -- после 2004 г. -- Минфин обещает исчислять новый налог в рублях с выручки, а акциз на нефть отменить. Столь дальний срок связан с надеждой министерства, что к 2005 г. стоимость нефти и нефтепродуктов на внутреннем рынке будет выше, чем сейчас. Поэтому предлагается «установить нормы применения рыночной цены», которая будет определяться по методическим указаниям Минэкономразвития и Минфина. Налоги будут рассчитываться на основании этой «рыночной цены», независимо от реальной стоимости товаров, указанных в контрактах. "Правительство решило зажать в угол единственную развивающуюся отрасль страны», -- сказал газете «Время новостей» высокопоставленный менеджер одной из нефтяных компаний. По его прогнозам, война за налоги только начинается.

Взамен Минфин предлагает нечто малореальное: отменить обязательства по поставкам нефти на заводы России и снизить тарифы на железнодорожные перевозки. На время финансисты отказались и от введения налога на дополнительный доход при добыче углеводородов, т.н. НДД. Суть идеи -- прогрессивное налогообложение сверхприбылей, часто получаемых при добыче нефти. Вычисляется НДД сопоставлением суммарных расходов и доходов с последующим сравнением полученной прибыли с некой средней величиной. Счет очень условен, но в мировой практике это применимо, причем ставка налога на сверхприбыль доходит до 50--70%. Видимо, идея будет висеть над всеми договоренностями как дамоклов меч.

Сегодня на заседании многое будет зависеть от позиции премьера. Г-н Касьянов поддерживает идею комплексного налогообложения нефтяной отрасли. Но в последнее время он пристально прислушивается и к бизнесу. В среду на встрече с предпринимателями премьер решил, что подготовленные Минфином документы сыроваты, и дал указание провести дополнительные расчеты. Так, нефтяники настояли на том, чтобы прогнозы Минфина о возможных последствиях изменений в налогообложении были сделаны не только из расчета среднемировых цен на нефть в 20--25 долларов за баррель, но и по пессимистичному варианту -- 18 долларов. Кроме того, был отмечен явный перекос всеобщего внимания в сторону «нефтянки», являющейся хоть и самым заметным, но не единственным недропользователем.

Основная же претензия г-на Касьянова, по словам источника в Белом доме, заключалась в том, что «министерства опять подошли разрозненно» и не выдержали «некой соединительной линии». Впрочем, еще неделю назад премьер поставил на вид своему первому заму Алексею Кудрину, курирующему этот вопрос, «слабую координацию исполнения поручений правительства принципиального значения». А уж совсем к концу обсуждения премьер предложил просчитать, как предлагаемые изменения могут повлиять на выполнение экономической стратегии России. Так что сегодня, скорее всего, заседание ничем судьбоносным не закончится.

Олег ЧЕРНИЦКИЙ, Александр СТЕПАНОВ