Время новостей
     N°240, 24 декабря 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  24.12.2003
Вспомним поп-музыку года минувшего
Гастроли. Живой классик Пол Маккартни (но все равно я против концертов на Красной площади!) и нынешняя звезда номер один -- Робби Уильямс. Плюс приятные и долгожданные Massive Attack, Bjork и другие приятные люди, коих упомнить здесь нет возможности. Всем уже понятно, что Москва -- нормальный гастрольный город: концертные организации стали возить больше хороших музыкантов и меньше «отстоя». Приятное удивление -- растущее количество джаз-фестивалей с артистами высокого уровня, а не просто «блюзик под пивко». Переходим к менее очевидным вещам.

Звукозапись. Так и хочется воскликнуть: «Все выпустили всё!», то есть у каждой звезды -- по альбому. Даже у «Битлз», чей «обнаженный» Let It Be раздраконил английский журнал Q, представив это дело не как «восстановление исторической справедливости», а как личную реваншистскую инициативу Маккартни при молчаливом согласии Ринго Старра.

В звукозаписывающей индустрии -- выраженная мода на разнообразие форматов. Популяризация DVD и, в меньшей степени, супер-аудио-CD. Если несколько лет назад чуть ли не каждый второй компакт-диск содержал интерактивную дорожку, то ныне «сидюк» принято довешивать DVD-диском (как и интерактивные дорожки, эти DVD в основном уязвимы по содержанию и откровенно необязательны -- одним словом, довесок!).

Чарты продаж звуковых носителей не принесли ничего особенно нового: «из наших» народ выбирает все тех же и примкнувшую к ним «Фабрику», «из иностранцев» -- все тех же и примкнувшего к ним Джастина Тимберлейка. Понятно, что покупатели кассет -- это обыватели и «телезрители», которые голосуют рублем за то, что им показывают по ящику. Покупатели родных компактов и DVD -- состоятельные люди, которые без всяких «как бы» живут в другом мире -- меломанском электронно-джазовом раю. А вы говорите -- «попсовая пропаганда»!

Новые люди. Продолжается триумф мультпроекта «Глюкоза» (у продюсера Максима Фадеева могут убедительно выглядеть и достойно петь не только Линда и Катя Лель, но даже эдакое рисованное чудо). Украинский дуэт 5Nizza (так, видимо, день недели «пятница» теперь пишется на «мове») -- новый жанр «русский дворовый рэгги». С этими симпатичными парнями произошла странная история: они прославились в одночасье, несколько месяцев были у всех на устах -- как в эпоху «магнитофонной культуры». Потом подписали контракт со звукозаписывающей компанией -- и пропали. Ни клипов, ни промоушна -- ничего. Надеюсь, в будущем году положение исправится. Как бы то ни было, но «Пятница» слегка всколыхнула интерес к рэгги и дабу. Надеюсь, успех дуэта вытянет на большую сцену их друзей -- «Маркшейдер кунст» и сходные живые коллективы.

Славная в течение нескольких лет эпатажная группа «Ленинград» весь год в основном судилась со своей бывшей рекорд-компанией «Гала рекордс». Теперь коллектив Шнура записывается на лейбле «Мистерия звука», который, кажется, первым из наших лейблов преследует агрессивную A&R-политику (артистическо-репертуарную), перекупая всех лучших рок-звезд («ВВ», «Океан Эльзы», «Би-2»). Искренне желая «Ленинграду» хороших авторских, нельзя не отметить, что их новый «хит», который крутится ныне по телевизору (про «менеджера», который «попал на верх» какой-то и посему «не такой, как все»), -- вещь на редкость беспомощная, с довольно банальным посылом. Альбом я не слышал. Очень хочется ошибиться -- обидно терять такую веселую и задиристую группу. Вообще же «цивилизованные разборки» (в смысле -- в судебном порядке) в чем-то и хороши -- способны оздоровить атмосферу шоу-бизнеса.

А смысл в чем? Смысл в том, что хороший год. Хотелось бы лучше, но грех жаловаться.

Александр БЕЛЯЕВ
//  читайте тему  //  Музыка