Время новостей
     N°240, 24 декабря 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  24.12.2003
Хрупкая дипломатия
В Санкт-Петербурге открылся Музей фарфора
Фарфор -- материал нежный. Выскользнет из рук блюдечко с золотой каемочкой -- чпок, -- и нету. Разбилось вдребезги. Открывшийся в понедельник музей чуть было не стал для Петербурга такой вот кокнутой по небрежности чашечкой.

История музея началась не вчера. В 1744 году в Санкт-Петербурге императрицей Елизаветой Петровной был основан первый отечественный фарфоровый завод. Сто лет спустя по указу Николая I при Императорском фарфоровом заводе открыли музей. Производство развивалось. Коллекция росла. В годы советской власти завод и музей поменяли марку. В 1925 году завод получил имя Ломоносова. С 1936 года на его изделиях появилась марка «ЛФЗ». До недавнего времени присутствие этой марки гарантировало отменное качество, защищенное традициями вкуса и ремесла.

Здесь два века работали грандиозные мастера -- от Рашетта до Малевича. Уникальный статус завода-лаборатории, завода-мастерской, где ценят язык и стиль Автора, где лучшие произведения расписаны вручную, сохранялся. Но в 90-х утеха и отрада правителей России -- Императорский/Ломоносовский фарфоровый завод и музей при нем -- едва не погибли. В 1993 году завод был преобразован в закрытое акционерное общество. К середине 90-х, несмотря на «закрытость», иностранные (прежде всего американские) инвесторы приобрели более 80% акций. Трудовой коллектив во главе с руководством, считавший, что акции принадлежат им, решил бороться. Борьба затянулась. Правых и виноватых искать тут глупо. Страдало производство: оборудование не обновлялось, социальные проблемы не решались, сбыт оставался неразвитым, финансовый дефицит не преодолевался. А власти города решили разделить завод и коллекцию, отдав последнюю в Русский музей.

Для спасения завода и музея бизнес и культура обязаны были вести игру по другим правилам, правилам деликатной дипломатии. (Напомним, фарфор -- субстанция хрупкая!)

К радости, стратегия была принята двумя уважаемыми институциями. Одна -- Государственный Эрмитаж, в феврале 2001 года объявленный Минкультом куратором исторической коллекции ЛФЗ. Другая -- финансовая компания «НИКойл». Президент «НИКойла» Николай Цветков и его супруга Галина Цветкова в 2002 году стали фактическими владельцами ЛФЗ, скупив около 80% акций предприятия. Эрмитаж каталогизировал коллекцию, ставшую доступной для изучения. При помощи новых владельцев начался ремонт выставочных помещений и оборудования. Приглашенный «НИКойлом» директор Николай Гордеев всерьез озаботился расколошмаченным производством. Только за прошлый год уровень реализации продукции ЛФЗ вырос на 50%.

Успехи «деликатной дипломатии», приглашенные на открытии Музея ЛФЗ, могли наблюдать воочию. Здание завода приобрело вид респектабельный и приятный. Экспозиция размещена в двух залах. Первый посвящен императорскому периоду истории завода. Во втором представлена коллекция лучших европейских образцов из архива ЛФЗ (от мейсенского и севрского фарфора до ваз в стиле модерн из Скандинавии). В будущем году откроется третий зал с собранием фарфора XX века, главный раздел в нем -- так называемый агитационный фарфор: Малевич и ученики.

Почему все-таки Музей ЛФЗ уникален? Ведь присутствие нескольких залов отличного фарфора предполагается в «джентльменском наборе» любого дворца-усадьбы? Такой вопрос я задал на вернисаже историку российского фарфора, главному редактору лучшего отечественного знаточеского журнала по искусству «Пинакотека» Наталье Сиповской. В ответ г-жа Сиповская привела несколько аргументов. Первое. Музей ЛФЗ -- единственный, где хранятся все авторские образцы, по которым можно составить полный каталог моделей и марок данного производства. При музее есть библиотека и графический кабинет: возможности идентификации, архивации, изучения почти неограниченны. Второе. «Филигранное» изучение фарфора в заводском музее позволяет со вздохом облегчения разбить популярный в обывательской среде фарфоровый миф. О том, что, мол, не было в России ничего достойного внимания, кроме фарфора агитационного (учеников Малевича, Наталии Данько, Сергея Чехонина). Зайдите на выставку и убедитесь, что было. И иногда предвосхищало новации мастеров левого фронта.

Достойно то, что ЛФЗ на дивиденды от былой славы жить не желает. О том, как сейчас работают мастера возрождающегося фарфорового производства, можно узнать на открывающейся сегодня в Эрмитаже экспозиции «Поднесение к Рождеству».

Сергей ХАЧАТУРОВ, Санкт-Петербург
//  читайте тему  //  Выставки