Время новостей
     N°66, 13 апреля 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  13.04.2001
Лирики могут не беспокоиться
Руководителям АЗС придется получить техническое образование
Правительство РФ выпустило постановление, регламентирующее порядок лицензирования автозаправочных станций (АЗС). Впрочем, выданные ранее лицензии остаются в силе. Да и нынешнее постановление действительно лишь до принятия федерального закона «О лицензировании». Однако тем, кому все же придется сейчас оформлять или переоформлять документы на работу заправки, придется проходить процедуру, предусмотренную постановлением.

Теперь лицензированию подлежит прием, хранение и реализация нефтепродуктов, масел, смазок, запасных частей и специальных жидкостей, применяемых при эксплуатации и техническом обслуживании автомобилей. Чтобы получить разрешение на эксплуатацию АЗС, помимо стандартных требований (таких, например, как соответствие бензина стандартам качества, соблюдение экологических нормативов и противопожарных правил), необходимо выполнить и достаточно «экзотические». В частности, руководителю заправки и его заместителю нужно иметь как минимум среднетехническое образование.

Согласно постановлению за рассмотрение заявления о выдаче лицензии на осуществление деятельности по эксплуатации АЗС и за продление срока действия лицензии придется заплатить 300 руб., за выдачу лицензии -- 1000 руб., за переоформление лицензии -- 10 руб., а за предоставление информации, содержащейся в реестрах лицензий, -- 10 рублей.

Отношение владельцев АЗС к новому документу неоднозначно. По словам представителя нефтяной компании «Славнефть», появление постановления правительства -- очередной шаг вперед к наведению порядка в сфере розничной торговли нефтепродуктами. До этого, говорят нефтяники, лицензирование АЗС осуществлялось, но было достаточно условным. «Условия лицензирования никто в глаза не видел», -- говорят эксперты. В результате появления публичного документа выигрывают прежде всего обычные автомобилисты и крупные нефтяные компании. Впрочем, последние, трепетно относясь к своим торговым маркам, всегда следят за качеством топлива и набирают «на всякий случай» всевозможные лицензии, отмечают эксперты. Гораздо тяжелее придется тем предпринимателям, которые имеют две-три автозаправки. Им придется нести дополнительные затраты на доведение АЗС до лицензионного уровня и самим заниматься весьма длительной процедурой лицензирования.

Впрочем, у нефтяников есть и весомые аргументы «против» нового порядка лицензирования. В нашей стране выполнение условий инструкции, регламентирующей деятельность предпринимателей, говорят представители компаний, сопровождается взятками. Кроме того, данное постановление можно достаточно легко использовать при недобросовестной конкуренции, другими словами, для сведения счетов.

Кроме того, в постановлении, по словам экспертов, не прописано, подвергаются ли лицензированию конкретные заправки или владеющие ими фирмы. Например, фирма владеет 100 заправками, из них 99 удовлетворяют требованиям постановления, а одна нет. Эксперты не смогли однозначно ответить, получит такая фирма лицензию или нет.

Алексей ЗЕМЦОВ