Время новостей
     N°236, 18 декабря 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  18.12.2003
Спам в законе
Президент США занялся рассылкой
Джорж Буш одобрил во вторник меры, предусматривающие штрафы, а в некоторых случаях и тюремное заключение за несанкционированную рассылку рекламы и коммерческих предложений через Интернет. В первую очередь это касается наиболее настойчивых фирм, которые продолжают отправлять спам даже после отказа потенциального покупателя. Теперь каждый, кто захочет отрекламировать продукцию своей фирмы по электронной почте, должен будет ясно представиться, назвать свои координаты и предложить получателю отказаться от рассылки.

Что касается получателей, то они могут внести свою фамилию в специальный список граждан США, находящихся под правительственной защитой от непрошеных торговцев и интернет-хулиганов.

Несмотря на то что данный закон был единогласно принят палатой представителей всего неделю назад, а в силу он вступит только в январе следующего года, первый спамер уже попался. Вчера прокуратура штата Виргиния выдала ордер на арест Джереми Джейнса, известного в Сети под псевдонимом Gaven Stubberfield. Он обвиняется в рассылке десятков тысяч посланий, содержащих порнографию или предложения гарантированного и быстрого повышения благосостояния по электронной почте. Если суд признает Джейнса виновным -- а это вполне вероятно, судя по явному настрою законников провести показательный процесс, -- ему придется провести в тюрьме от двух до пяти лет и заплатить штраф в размере 2,5 тыс. долларов.

Проблема «рекламного мусора» уже давно волнует американские власти, и защитить своих граждан президент решил отнюдь не из эстетических соображений. Рекламная рассылка слишком дорого обходится пользователям. По данным исследования, проведенного компанией The Radicati Group Inc., ежегодно стоимость нежелательных сообщений обходится корпорациям в 49 долл. на каждого сотрудника, причем эта цифра со временем будет только расти. К 2007 году специалисты обещают увеличение этой суммы как минимум в шесть раз.

В октябре г-н Буш уже подписывал похожий закон, касающийся телефонного спама. Его инициатором выступала Федеральная комиссия по торговле (FTC), которая устала выслушивать жалобы американцев на SMS-спам либо коммерческие предложения по телефону. Теперь дело дошло до Всемирной паутины. Однако пока непонятно, по каким критериям будет осуществляться выявление преступников. Теоретически рекламной рассылкой может заняться любой желающий, поэтому возникает резонный вопрос, не станет ли данный закон хорошим средством сведения счетов. Ведь рассылать рекламу теперь можно будет, преследуя совсем иные цели. «Вы не можете просто декларировать победу и пойти домой. Мы считаем, что это лишь часть большого закона... Это еще один инструмент, а борьба со спамом продолжается», -- считает вице-президент одного из ведущих интернет-провайдеров США Earthlink Inc. Дэйв Бейкер. Другой проблемой является финансовое положение фирм, профессионально занимающихся рассылкой коммерческих предложений и рекламой. Их благосостояние явно не улучшится после введения нового закона в действие.

Денис УВАРОВ