Время новостей
     N°234, 16 декабря 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  16.12.2003
Грузовая монополия
НКК готовится стать лидером среди контейнерных операторов России
Группа «Северстальтранс» и владельцы "Морского порта Санкт-Петербург" совместно будут осуществлять один из самых амбициозных российских транспортных проектов -- строительство грузопассажирской автомобильно-железнодорожной паромной переправы Ленинградская область -- Калининград -- порты Германии. Национальная контейнерная компания (НКК), контролируемая альянсом, вчера выкупила 69% акций ОАО «Балтийский паром» у ОАО «Компания «Усть-Луга», которое оставило за собой блокирующий пакет «Балтпарома». Это означает, что НКК будет контролировать основные маршруты морских контейнерных перевозок, ведущие в российские порты, а также важнейший транспортный коридор, соединяющий Калининградскую область с «большой землей».

Согласно бизнес-плану, грузооборот первой очереди паромной переправы Усть-Луга -- Калининград -- Германия должен составить 1,4 млн тонн в год с перспективой расширения до 3,2 млн тонн. На первой стадии проект требует 40 млн долл. инвестиций. В НКК не комментируют цель приобретения «Балтпарома», но смысл сделки скорее всего в том, чтобы выйти на ведущие позиции среди контейнерных операторов России. Это подтверждают и слова гендиректора компании «Усть-Луга» Валерия Израйлита: «Введение дополнительной контейнерной составляющей позволит существенно улучшить экономические показатели паромного комплекса в Усть-Луге и максимально быстро окупить все государственные вложения в этот проект». НКК или ее акционеры владеют крупнейшим в России «Первым контейнерным терминалом» в Санкт-Петербурге, а также контейнерными комплексами в Новороссийске и порту Восточный в Приморском крае. Теперь альянс «Северстальтранса» и акционеров «Морпорта СПб» будет контролировать перевозку контейнеров по Балтике до Усть-Луги и Петербурга, в Новороссийск и на Дальний Восток, а также по железным дорогам внутри страны.

Правда, транспортникам до сих пор не удается до конца согласовать с Балтийским флотом права на земельный участок и акваторию в Балтийске (Калининградская область), где намечено построить терминал. Но в компании «Усть-Луга» утверждают, что все вопросы будут решены в срок и стройку планируется завершить в конце 2005 года. Еженедельные рейсы парома «Сахалин-6» должны начаться в 2006 году. Пока же дорабатывается ТЭО паромного комплекса, обустраивается территория и ведутся работы по углублению дна в акватории паромного комплекса в Лужской губе. Пока на стройке освоено 78 млн рублей.

***

Национальной контейнерной компанией на паритетных началах владеют «Северстальтранс» и компания First Quantum, которая, в свою очередь, контролируется председателем совета директоров ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» Андреем Кобзарем и депутатом Госдумы Виталием Южилиным. Компания «Усть-Луга» -- генеральный заказчик-застройщик порта, который уже около десяти лет сооружается в Лужской губе Финского залива. В ноябре 2002 года НКК купила у «Усть-Луги» 74,95% акций ОАО «Балтийский контейнерный терминал», которое занимается строительством в Лужской губе комплекса по перегрузке двадцатифутовых контейнеров с проектной мощностью 1 млн контейнеров ежегодно.

Виктор МАТВЕЕВ, Санкт-Петербург