Время новостей
     N°64, 11 апреля 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  11.04.2001
Ура, мы почти обуржуазились
Названы обладатели национальной театральной премии
Все церемонии награждения статусными премиями, будь то «ТЭФИ», или «Ника», или «Маска», или «Чайка», или даже новая интернетовская премия компании «Интел», похожи друг на друга. Процедуры заимствованы у западных аналогов, сценарий которых всегда один: ведущие объявляют, одни знаменитости выходят вручать, другие -- получать, а в промежутках публику развлекают концертными номерами. Тем не менее у подобных зрелищ всегда есть сценаристы и режиссеры, которые сочиняют тексты ведущим, приглашают артистов для выступлений, ставят свет, музыку, и т.д. Настоящих профессионалов этих, на первых взгляд незатейливых дел очень мало.

В советское время творческую инициативу постановщиков массовых зрелищ сдерживал общепринятый официальный стиль, нарушить торжественную помпезность которого, как и полагается в иерархической культуре, мог только противоположный, низовой жанр -- капустник. Когда же пришла свобода, устроители торжественных церемоний пустились во все тяжкие, соображаясь исключительно с количеством денег и личными представлениями о прекрасном.

Новорожденные церемонии раздражали дурным вкусом, длиннотами, неровным качеством вставных номеров, аляповатыми костюмами и бесконечными накладками. Только ленивый критик не пнул, к примеру, Юлия Гусмана за церемонии вручения «Ники», обильно украшенные кордебалетом длинноногих красоток и каскадом разносортных шуток. Потом зрители привыкли не обращать внимания на качество зрелища, требуя от организаторов лишь сделать его короче. Вне зависимости от того, интересовала ли присутствующих интрига премиального расклада или нет, организаторы окружали ее строжайшей тайной, а поскольку информация просачивалась, скандал и становился главным событием.

Церемонии вручения «Золотой маски» тоже давались организаторам с трудом, хотя для театральных людей это, казалось бы, знакомое ремесло. Однако именно желание превратить церемонию в спектакль, нагрузить ее самостоятельным сюжетом, придумать объединяющий «ход» и роли и было главной причиной провалов.

И вот наконец получилось. Причем не хочется оценивать личный вклад тех, кто в данном случае придумал и поставил довольно компактное и энергичное торжество. Главное, что качество нашей жизни наконец достигло такого уровня, когда все компоненты естественным образом приличны и приятны. Костюмы и внешний вид как ведущих, так и выходящих на сцену не вызывают чувства неловкости, напротив -- все стильно и пристало к случаю (это потому, я думаю, что люди театра научились и одеваться, и зарабатывать деньги на эту возможность). Концертные номера -- без особых претензий, но приятны и уместны (опять же потому, что в стране уже появилось искусство развлечения без пошлости). Тексты, которые произносят ведущие (в этот раз ими были Юлия Рутберг и Григорий Сиятвинда) кажутся естественными, в меру патетичными и даже душевными. Рассказывают, что к их сочинению приложил руку Евгений Гришковец, но многое придумала сама Рутберг -- и в результате зрителей не корежило от фальши и натужных шуток. А сюрприз организаторов в виде замаскированного Жириновского с арией мистера Икса оказался не только смешной неожиданностью, но и вполне качественным номером, органичным настолько, что часть публики просто не узнавала вице-спикера до тех пор, пока его инкогнито не было раскрыто. Все это радует, поскольку является еще одним подтверждением -- нормальная жизнь в нашей многострадальной стране все-таки возможна. Может быть, и не стоило так много внимания уделять простой науке вести себя воспитанно, если бы не многолетняя усталость от самовыражения и оригинальности, оборачивающихся то хамством, то пошлостью.

Настоящим же счастьем станет та пора, когда все номинированные артисты сочтут непозволительным отсутствовать на церемонии без сверхуважительной причины и придут без уверенности в непременной награде, хотя бы для того, чтобы с достоинством поздравить коллег, порадоваться за них и поддержать статус премии, которую в следующий раз, возможно, придется получать самим.

Алена СОЛНЦЕВА