Время новостей
     N°226, 03 декабря 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  03.12.2003
И дольше века длится...
Главный театральный институт страны собирается отметить 125-летие
ГИТИС имени Луначарского -- так назывался этот институт большую часть своего существования. С 1991 года его именуют Российской академией театрального искусства. А 125 лет назад его история началась с Музыкальной школы для приходящих, открытой в 1878 году русским пианистом и дирижером Петром Адамовичем Шостаковским. В 1883 году школа получила статус Музыкально-драматического училища, которое было уравнено в правах с высшими учебными заведениями -- консерваториями. В 1918 году оно было переименовано в Музыкально-драматический институт, а затем в 1920 году в Государственный институт музыкальной драмы (ГИМДр). В 1922 году ГИМДр был соединен с Государственными высшими театральными мастерскими, руководимыми Вс. Мейерхольдом. Именно это объединение получило название Государственный институт театрального искусства -- ГИТИС. В 1925 году ГИТИС был реорганизован в Центральный техникум театрального искусства (ЦЕТЕТИС), просуществовавший до 1931 года, затем в Театральный комбинат, а в июле 1935 года снова в ГИТИС. По истории ГИТИСа (воспользуемся самым привычным названием) вполне можно проследить историю страны, со многими, если не всеми, ее болезненными и стыдными проблемами, славными победами, громкими именами и бесконечным списком выпускников.

Сегодня в ГИТИСе (РАТИ) учатся примерно 150 человек, и это очень мало, если сравнить с другими вузами, и очень много, если учесть, что на выходе в идеале получается штучный продукт -- творческая личность, актер, режиссер, сценограф (факультет сценографии пока самый молодой), театровед. Всего сегодня в ГИТИСе восемь факультетов, и конкурс по-прежнему очень большой: от восьми человек на место на продюсерском факультете, до 40 на одно место -- на балетмейстерском.

Отмечать свой юбилей академия будет 10 декабря, на Новой сцене Большого театра, большим театральным капустником, в котором примут участие студенты всех факультетов. Вчера же в здании академии прошла пресс-конференция, на которой ректор ГИТИСа Марина Хмельницкая, профессора Марк Захаров, Владимир Андреев, Борис Любимов и другие преподаватели рассказали о том, каким сегодня является этот самый большой сегодня в стране театральный институт.

Те, кто учился там много лет назад, могут позавидовать его нынешним студентам -- здание находится в прекрасном состоянии. Занюханный скверик перед входом, хорошо памятный многим поколениям, теперь может похвастаться подстриженным газоном, чистыми лавочками и аккуратной оградой с серьезной проходной, в которой бдительный охранник просит предъявить студенческий билет. Старое общежитие на Трифоновской, казалось, навсегда пропахшее жареной селедкой, тоже почти полностью отремонтировано, теперь там живут по двое в комнате. При этом в бывшей столовой, которая нынче называется кафе, студентов два раза в день кормят бесплатной кашей (что существенно, так как примерно 50% учащихся -- иногородние).

В ГИТИСе сегодня учатся как бесплатно, так и за деньги. На платные места принимают тех, кто прошел творческий конкурс, но недобрал нужного количества баллов. За деньги в академии учатся и иностранные студенты -- театральная школа в России до сих пор считается одной из лучших в мире.

Нынешние студенты, рассказал Марк Захаров, уже не так абстрактно восторженны, как прежние. Они отличаются «прагматичным желанием выжать из мастера все возможное, цепко запомнить и присвоить профессиональные навыки», у них появилась «профессиональная ответственность». А руководитель кафедры театроведения Борис Любимов поделился своим впечатлением от поколения, рожденного в 80-е. По его словам, с этими студентами у него вернулось желание преподавать, несколько поугасшее в 90-е, когда учиться приходили люди зачастую «случайные». Нынешние знают, чего хотят, они увлеченные и начитанные, у них, порой еще интуитивно, проявляется интерес к самым серьезным, глубинным проблемам культуры. Вот только, сетовали педагоги, «девочки слишком очевидно обходят мальчиков», что для театрального вуза пока, увы, проблема -- театральных ролей для мужчин по-прежнему больше.

В целом же настроение в вузе оптимистичное -- профессия востребованна, желание учить и учиться есть, возможности -- тоже. ГИТИС по-прежнему дом для своих выпускников, подремонтированный, обновленный, но все-таки родной.

Алена СОЛНЦЕВА