Время новостей
     N°224, 01 декабря 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  01.12.2003
Сочинение про ворону
Когда видишь, как родители в каникулы тащат своих детей на экскурсии, выставки и спектакли, заставляют читать внеклассную литературу или заниматься дополнительно иностранным языком, так и хочется крикнуть: «Садисты, что вы делаете?! Оставьте детей в покое. Неужели вам мало, что от каникул до каникул их мучают в школе? Вы что, забыли, каково это -- учиться?»

Учиться в школе -- одна из самых утомительных профессий в мире. Ведь школа, без большого преувеличения, мягкая разновидность тюрьмы: обязательный многочасовой труд, когда практически отсутствует всякий выбор -- учишься с теми и у тех, с кем пришлось. И никаких мест для релаксации: только классы-камеры и коридоры. И как вообще можно отдыхать в тюрьме, даже если тебя и не сторожат (относительно). Люди там сидят. Ученики буквально отсиживают свое время. Пусть и не без определенной пользы и относительного интереса. Как бы там ни было, но каникулы должны быть отдыхом. Полным, абсолютным и обязательным. От школы, от учителей, от коллектива.

Бедные учителя -- и они в той же ситуации, в той же «тюрьме», только по другую сторону «колючей проволоки». И им необходимо отдохнуть от детей. А им навязывают планы мероприятий на каникулах, охват «педагогически запущенных» детей. Все равно мало кто придет, а если загонять... Что из этого выйдет, кроме всеобщей ненависти и дополнительной усталости?

В идеале отдых детей должны организовывать родители, сами дети или клубы по интересам. А школа должна быть закрыта. Учреждение априори равнодушно к каждому отдельному ребенку, оно занимается массой. Если и можно на время объединить массу в процессе обучения, то в процессе отдыха -- нонсенс.

Не секрет, что школа отнимает у прилежного ребенка почти все его время. Под воздействием школы сильно деформируются и отношения со взрослыми (в семье): хорошие оценки -- молодец, плохие -- сукин сын. Плюс сменная обувь, дневник, собрания, завтраки, контрольные. Во время же каникул с ребенка как бы снимается проклятие, он делается видимым для нормальной жизни и может сам в ней участвовать не как ученик школы. Во время каникул он учится жить, общаться не по школьному шаблону. Не по уставу. Это не армейская, а естественно-партизанская жизнь. Все как бы то же самое, но совсем другое состояние души. И тогда ботаническая, географическая экскурсия становится просто увлекательной прогулкой, поход в музей всего лишь отдыхом и развлечением.

Конечно, любые каникулярные путешествия -- это образование. Даже если во время прогулки по булгаковским местам твоих спутников интересует больше не «где та скамейка», а какая рыба ловится в Патриаршем пруду. Или, собственно, вся экскурсия была предпринята ради сладкого постфактума -- мороженого в уютном кафе.

Образование всегда эффективнее без назидательности. Всегда коробит, когда, например, читаешь детскую книгу, и вдруг бац! -- нравоучительно-научная информация или еще хуже -- дидактическое задание. Ведь это чистой воды провокация, когда ребенку что-нибудь интересное показывают, рассказывают, дают почитать, а потом -- «Расскажи нам, пожалуйста...» Он думал, что все это для него, в чистый кайф, а это опять для них, для их оценки. А за нормальную жизнь не выставляют оценки. Мы ведь не реагируем на наличие ценников в магазинах: все нормально -- мы знаем, что мы пришли в магазин, чтобы покупать, и должны знать цены. Здесь так принято. Так же и в школе: ребенок привык за все получать оценки, он чаще всего за них и учится. Но выйдя за пределы школы, «в жизнь», он не приценивается. Представьте себе, что вам помогли донести сумку, придержали дверь, а потом просят три рубля за услугу. Ведь это нормально только для швейцара с его чаевыми. Вообще, хорошее образование получается, когда взрослый делает то, что ему самому интересно, а ребенок присутствует с разной степенью участия. И плохое образование, когда взрослый вычисляет, что ребенку полезно было бы узнать.

И разговаривать с ним надо после не о том, что бы ты хотел закрепить в его сознании, а о том, что ему запомнилось и понравилось. Например, показывают ребенку редкую антилопу в зоопарке, а он запоминает, как ворона накакала на голову лысому дяде. Так вот, хорошее сочинение, данное учителем по итогам экскурсии, должно называться «Воспоминания о том, как ворона накакала на голову лысого дяди», а не «Что вы можете рассказать об антилопе братской республики».

Анатолий БЕРШТЕЙН